St. Luke of Crimea / Hurry to Follow Christ (Collection of Sermons) / (Library golden-ship.ru)

Ну что же, разве мало есть таинственного и непонятного в природе и в жизни нашей? Бесконечно, бесконечно много непонятного, без конца много таинственного, неведомого нам, того, что никогда нами не может быть разгадано и никогда не будет узнано по самому свойству таинственного и по ограниченности ума нашего. Блаженной памяти митрополит Московский Филарет сказал глубокие слова о том, как должно относиться к таинственному и непонятному: "Встречаешь ли непонятное в вере?

Не спеши любопытствовать или прекословить, но в молчании внимай глаголу веры и терпеливо жди времени, когда глаголющий в притчах удостоит тебя изъяснения оных словом и опытом". Благоговение и смирение требуется для того, чтобы склонить свою гордую голову пред непостижимым, пред таинственным. Говорят: "Что это за чудо такое Непорочное Зачатие? Чудес не бывает".

А древний великий святитель и глубокий мыслитель блаженный Августин сказал весьма мудрые слова: "Чудо находится в противоречии не с природой, а с нашими знаниями о природе". А наши знания о природе чрезвычайно малы, как ни великими кажутся они нам. И если мы находим что-либо, что кажется противоречащим законам природы, то не должны дерзко объявлять это невозможным.

Итак, смиренно опустив голову, внимала Пресвятая Архангелу Гавриилу. Что скажу я тем, кто не желает быть смиренным, тем, кто верит только в науку; что скажу тем из вас, которые получили естественнонаучное образование и не хотят верить тому, что противоречит фактам, установленным естествознанием? Я скажу им: "Когда вы впервые познакомились с учением о партеногенезе — о размножении однополых растений и низших животных, — разве вас не поразило столь необычное и резкое исключение из законов природы, по которым все твари размножаются двуполо?" Но скоро изумление прошло.

Наука говорит: "Это факт, значит, это верно", — и успокоилось удивление, и улеглось сомнение. Спросите тех, кто знаком с наукой эмбриологией, изучающей, как развивается зародыш во чреве матери: разве им ясно, какими силами происходят изумительные процессы превращения яйцеклетки в живой организм? Разве ученые могут сказать, что эмбриология способна объяснить те тайны, которые производятся силой Божественной — в утробе матери, когда зарождается новое живое существо?

Пусть объяснят, каким образом возникает дух человеческий в утробе матери. Они этого не умеют объяснить и никогда не объяснят. Вы знаете, что зачатие происходит путем соединения двух половых клеток: семенной и яйцевой. Знаете, что эти клеточки микроскопически малы. Объясните, как же слившиеся воедино микроскопические половые клетки могут содержать всё безмерное, неисчислимое богатство тех физических и душевных свойств, которые наследуются тем существом, которое развивается из одной оплодотворенной яйцевой клетки.

Пусть объяснят, как в этой малой клетке может вместиться всё: и все физические, телесные свойства, и все привычки, манеры отца или матери, передаваемые их детям. Как и где в этой клетке могут вместиться душевные свойства, которые наследуют дети от родителей своих? Я скажу, что и в этом непостижимая тайна. Для нас, верующих в Бога, ясно и понятно, что всё создано Богом и управляется законами, данными Им.

Над всем царит Святой Дух: всё в мире творится, всё происходит, всё живет только действием Святого Духа. И если Дух Святой установил те законы, которые изучает наука, то почему не должны мы верить в то, что силою Духа Святого может совершиться и неизмеримо большее того, что знает наука? Творец мира не волен ли, не властен ли изменить и самые законы природы? О, конечно, может, конечно, властен!

Склонимся же с глубокой верой пред словами Архангела Гавриила Деве Святой: "Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя: тем же и раждаемое Свято наречется Сын Божий". Именно потому, что это было рождение силой и наитием Святого Духа, именно потому рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот, что слышал мир в сей благословенный день. Вот, что возвещено святым Архангелом.

Вот, как началось величайшее дело спасения рода человеческого. Вот, как произошло Зачатие Господа Иисуса Христа в непорочной утробе Девы Марии. Будем же и мы подражать Ее святому молчанию; заключим уста свои, когда будут проситься с уст слова неверия, слова сомнения; замолчим так, как умела молчать Пресвятая Дева. Всем сердцем поверим в Непорочное Зачатие Господа Иисуса и всем сердцем прославим Деву Святую, Матерь Пречистую Господа нашего Иисуса Христа.

    Молитесь обо всем, в чем нуждаетесь   8 апреля 1948 г. Четверг 4-й недели Великого поста   Смущаются некоторые из вас, помышляя в себе: "Как это смею я обращаться к Великому и Страшному Богу с молитвою моей, с молитвой о повседневных бедах и скорбях? Неужели смею тревожить Великого Бога моими мелкими нуждами, мелкими страданиями? Неужели смею просить обо всем этом?

" Кто так думает, тот ошибается. Почему ошибается? Потому что Бог заботится о всех людях. Мир создан излиянием любви Божией. Любовь Божия — это духовная энергия, великая, драгоценная сила, от которой получили свое начало все другие силы, все формы физической энергии: и световая энергия, и тепловая, и электрическая, — всё от этой духовной энергии, любви Божией.

И если любовью Божией сотворен весь мир, если Бог по окончании каждого из шести дней творения обозревал то, что создал, и говорил, что "всё добро зело", если так, — неужели это всё доброе, сотворенное Им, осталось без Его попечения? Любви свойственно попечение о том, на что она направлена. Обо всех, кого любим, мы имеем попечение, заботимся о них, а Бог любит весь мир, сотворенный Им.

Как же думать, что Господь, любя мир, предоставил его собственной участи, не заботится о нем!? Конечно, о всем мире заботится Он; конечно, весь мир находится под Его промыслом. Господь имеет попечение и об Ангелах святых, даже о злых духах, злобу которых сдерживает. Господь имеет попечение о всей природе, о тех бесчисленных мирах, которые яркими и слабыми звездами светят нам в ночном небе.