Daniil Sysoev /Islam. Orthodox View/ Library Golden-Ship.ru Daniil Sysoev Islam. Orthodox View Orthodox Library Golden Ship, 2012

В исламе не существует систематической борьбы с миром злых духов. Считается, что Аллах сам защищает человека. Если человек бывает одержим, а в мире ислама это чрезвычайно распространенное явление (я своими глазами видел такую проблему в Ижевске, когда проповедовал там. Мусульманка в обморок упала. Начало ее трясти, когда Святое Евангелие процитировали)

, считается, что нужно прочитать Коран, и джинн уймется.

Кстати, этого не происходит, и поэтому мир ислама охвачен страшным страхом перед порчей. Если кто бывал в Турции или Египте, вообще на Востоке, наверное, заметили амулеты от сглаза. Причем к этому относятся достаточно серьезно: считается, что рукав Фатимы реально необходим человеку для того, чтобы каким-то образом защититься от нападения джиннов, а без этого человек никогда никаким образом не выберется.

И поэтому мусульмане находятся в состоянии постоянной паники. С христианской точки зрения это действительно реальный факт — факт, основанный на том, что человек не защищен от насилия дьявола, находится под тенью смерти, не будучи защищенным святым крещением.

Следующий пункт веры мусульман, отделяющий их от христиан,— это вера в Писание. Коран с точки зрения мусульман является неким предвечным существом, существующим рядом с Аллахом. Существует он всегда на арабском языке, поэтому переводы Корана никогда не считаются адекватными. Вот если вы возьмете Коран, там вначале написано: «Переводы смыслов». На самом деле это справедливо, потому что с точки зрения ислама Коран перевести на другие языки невозможно.

Коран является прямой речью Аллаха на арабском языке. Это тоже антропоморфизм — утверждать, что Бог говорит на том языке, который возник во времени, и в вечности говорит,— это значит приписывать Богу некую изменяемость. Я уже не говорю про то, что, на мой взгляд, вообще говорить о том, что существует некая совечная Богу реальность, которая не является Богом, это, конечно же, многобожие.

Итак, когда речь заходит о Библии, мусульмане говорят, что ваша Библия не может быть словом Божиим, потому что в ней содержатся не только слова Божии, но и описания событий, и поэтому это никак не слово Божие.

Как мусульманину объяснить, что это — Слово Божие? Дело в том, что для нас Писание — Слово Божие потому, что Бог говорит не только Словом, но Он говорит и делами. Вот посмотрите, как происходит обучение происходит в школе: можно дать лекцию, а можно на доске написать пример. А можно еще практическое задание сделать. Вот точно так же Бог обучает человечество: Он открывает Себя через Свое Слово, которое проявляет себя и делом, и словом, и наказанием, и проповедями, и примерами, и всем другим.

Более того, Библия, в отличие от Корана, является Книгой Завета между Богом и людьми, то есть Союза между Творцом и творением. А Коран не предполагает завета между Богом и людьми. Коран является односторонней связью, скажем так: это некий приказ, который человек должен выполнять, инструкция по применению.

Те истории, которые описаны в Коране, на самом деле очень часто противоречат Писанию. Например, главным делом Соломона был с точки зрения Корана разговор с джиннами и животными[29]. Утверждалось также, что, например, дева Мария приходится сестрой Моисею, а Аман из Книги Эсфирь является визирем Фараона времен Иосифа[30]. Там таких фактических ошибок очень много.

И в Коране есть 225 противоречий, которые находят сами мусульмане[31]. Они их объясняют таким образом, что есть отмененные аяты, а есть замененные аяты.

Поэтому Церковь считает Коран выдумкой Мухаммеда, которая во многом инспирирована злыми силами. Почему? Потому что мы убеждены, что тот способ, которым передавалось откровение… А откровение было! Это мы должны тоже знать — Мухаммед получал реально откровение, оно имело реальное проявление. Как рассказывала Айша, любимая жена Мухаммеда, Мухаммед начинал трястись, он или бледнел, или краснел, или покрывался потом, когда приходило к нему откровение.

Он часто падал в обморок, получая откровение, иногда у него изо рта шла пена. Мухаммед рассказывал, что иногда в эти минуты у него начиналась головная боль, или он слышал звук колокола в голове, который все усиливался, причинял страшную боль, после которого он помнил то, что ему было передано[32].

Эти признаки, мы, конечно, можем признать фактом наличия некоего откровения. Некое духовное вмешательство, безусловно, было, но это вмешательство было не божественно. Для христиан описание, которое дается сторонниками Мухаммеда, укладывается в описание беснования. Вот пример: случай с тем ребенком, которого Господь исцелил после Фаворского Преображения[33], признаки его заболевания очевидно совпадает с тем, что было с Мухаммедом.