Daniil Sysoev /Islam. Orthodox View/ Library Golden-Ship.ru Daniil Sysoev Islam. Orthodox View Orthodox Library Golden Ship, 2012

Как-то в Интернете был спор с мусульманами: что нового принес Коран по сравнению с Библией? Зачем нужно было посылать Мухаммеда? Чего не было такого в Библии, что нового появилось в Коране? И на самом деле оказалось, что ничего нового Коран не принес. Единственная новость, что было разрешение вкушения нутряного жира. Но, если уже даже так формально говорить, и в Новом Завете вкушение нутряного жира было разрешено.

Поэтому ничего нового даже в этом смысле не было дано.

Изменена была кибла[35], то есть направление поклонения, ну и все, пожалуй. То есть никакого принципиального новшества Коран по сравнению с Библией не дает. Если угодно, Коран является тривиальным учением. То есть в нем нет ничего нового в сравнении с Библией, ничего нового он о Боге не открывает,— единственное, перекрывает то, что было истинного раньше, отказывается от части откровений, которые были раньше.

Теперь что касается посланников. Суры Корана описывают посланников, которые, однако же, очень сильно отличаются от тех, которых мы знаем. То есть они носят библейские имена. Например, в Коране упоминается Ной, Иосиф, Авраам, Исаак и Иаков, Адам и Ева, Богородица Мария, Иисус Христос, Иоанн Креститель, царь Давид, Соломон. Но все они фактически отличаются от того, что говорит нам Священное Писание и просто историческая реальность.

Потому что очень многие из этих людей, которые известны из Писания, известны по историческим данным, и исторические данные подчеркивают истинность именно библейского повествования. К примеру, самое важное для христиан — отношение к Иисусу Христу. Можно сказать, что мусульмане уважают Иисуса Христа, и это будет несправедливо, потому что они Иисуса Христа как такового вообще не знают.

Иса Масих, который известен из Корана, отличается от Иисуса Христа радикально. Во-первых, отличается именем. Дело в том, что калькирование имени Иисус на арабский язык будет, конечно же, ни в коем случае не Иса, а Иесуа, или Иешуа. И поэтому арабские христиане никогда не называют Иисуса Христа Исою, они называют Иесуа, чтобы точно передать Слово Божье.

Причем интересно, как Мухаммед объяснял это калькирование. Дело в том, что Мухаммед прекрасно знал истинное имя, но он говорил, что иначе в ритм Корана не попадает. Понимаете? Имя Иисуса Христа было изменено, чтобы удобнее ложилось на ритм Корана!

Но имя ладно. Это не суть важно, потому что может быть гораздо более неудачное калькирование, но суть такая, что при этом Христос не называется Богом, Он считается сотворенным, вопреки Евангелию и предсказаниям древних пророков. Рассказывается о чудесах, которые взяты из апокрифов — совершенно немыслимые чудеса, типа оживления глиняных птичек в детстве, или то, что Он разговаривал, будучи новорожденным младенцем.

Причем интересно, что в апокрифе «Арабское Евангелие детства», откуда Мухаммед взял этот рассказ, новорожденный Иисус говорит: «Я — Бог, посланный на Землю Своим Отцом», а у Мухаммеда он говорит: «Я — только творение». То есть Мухаммед даже тот апокриф, который он взял, он и его исказил.

Рассказывается, например, о столе с едой, который Он выпросил по просьбе учеников у Аллаха. И таким образом Тайная Вечеря смешалось с историей умножения хлебов,— получился какой-то стол изобилия со скатертью самобранкой, которая дана для еды. То есть совершенно абсурдные чудеса.

Но самое главное отличие христианского представления о Христе от исламского — это отвержение мусульманами факта смерти Иисуса Христа. То, что Воскресение Иисуса Христа многие отвергают,— это известно: иудеи отвергают, безбожники отвергают. Мусульмане отвергли распятие. Они утверждают, что Иисус Христос не был распят, Аллах его скрыл, а вместо Него был распят другой человек.

По разным представлениям был распят или Симон Киринейский, который нес крест, или был распят Иуда Искариот. А Христос был вознесен на небеса, и потом Он вернется, чтобы в конце времен уничтожить все христианство, сломать все кресты, жениться и умереть, быть похороненным рядом с Магометом. Поэтому в Медине, где похоронен Магомет, сохраняют до сих пор место для будущей могилы Иисуса Христа.

Таким образом, Иисус Христос, который описан в Коране, радикальным образом отличается от Христа истинного. Причем интересно, что он отличается даже от Христа исторического, потому что факт распятия подтвержден вообще всеми историками. Все источники, даже не библейские, говорящие о личности Иисуса Христа, говорят, в первую очередь, о том, что он был распят.

И для нас, действительно, это самая главная весть. «А мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Эллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость»[36].