Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

Бог объявляет великую войну для уничтожения всякого зла во вселенной, поэтому и голос Его звучит, как голос тру­бы — это голос великого сражения, голос величайше­го откровения Бога. И он говорит: «Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний; то, что видишь, напиши в книгу и пош­ли церквам, находящимся в Асии» (Откр. 1, 10-11). Явив­шийся Иоанну Богослову Христос объявляет Себя Пер­вым и Последним, Властвующим и Управляющим всеми мирами вселенной вместе со Своим Отцом.

А семь церк­вей — это образ всей Вселенской Церкви в семи этапах ее существования. И далее перечисляются эти Церкви — Церкви городов: Эфес — сейчас музей под открытым небом — находится в районе Сельчук Измирской обла­сти, в 18 км от города Кушадасы; Смирна — нынешний город Измир; Пергам — современный Бергам; руины Фиа-тира — на территории турецкого города Акхисар; Сар-дис — современный Салихли; Филадельфия (нынешний Алашехир) и Лаодикия (

расположенный близ нынешне­го турецкого поселка Эскихисар, в 6 км восточнее обла­сти Денизли) находятся недалеко от известного курорта Памуккале. Все семь Церквей располагались на террито­рии современной Турции. «Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и, обратившись, увидел семь золотых светильников 21   и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом» (Откр. 1, 12-13). Как можно голос увидеть?

Дело в том, что видение не членится на получение информации посред­ством разных органов чувств. В Боге не различествуют функции слуха, зрения, обоняния и т. д., но пять органов чувств (орган зрения, орган слуха, орган вкуса, орган обо­няния, орган осязания) собраны воедино. Так что чело­век, видевший небесную реальность, одновременно ее видел и слышал.

Это некая новая реальность, и она совер­шенно точно описана евангелистом Иоанном. « Обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому» (Откр. 1, 12-13). Чуть позже Иоанн Богослов узнает, что эти семь светильников — это семь Церквей, которые «позолочены» Святым Духом. И наша Русская Православ­ная Церковь тоже является золотым светильником.

А пра­вославные храмы — это языки пламени в едином светиль­нике, горящем ради Сына Человеческого. « Облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поя­сом» (Откр. 1, 13). Подир — это длинная одежда первосвя­щенников, доходящая до самых пят. Такие одеяния носи­ли иудейские первосвященники и цари. И Христос стоит в длинной одежде до пят, облеченный в благодать и про­низанный славой Бога, потому что Он и по сей день явля­ется Первосвященником и продолжает Свое священниче­ское служение как Ходатай за нас пред Отцом.

Он вечный Посредник, через Которого мы имеем доступ к Богу Отцу. Почему Господь опоясан по груди золотым поясом? Пояс в древнем мире был знаком власти, наподобие погон у военных. Христос, будучи воистину совершенным чело­веком, первым не имеет похоти, Его тело полностью было покорно Его Духу, поэтому Он и препоясан поясом как зна­ 22   ком власти духа над телом.

Христос имеет пояс на груди, показывая таким образом, что гнев в Его сердце сдержива­ется поясом истины. Как сказано: «Станьте, препоясав чрес­ла ваши истиною» (Еф. 6, 14), то есть Его гнев ограничен Его справедливостью. Бог никогда не гневается больше, чем того требует справедливость. Истина Божия — драго­ценнейшая, она драгоценней, чем человек, поэтому и ска­зано в Писании, что «судыГосподни истина, все праведны; они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота» (Пс. 18, 10-11).

«По персям опоясанного золотым поясом» в славянской Библии — «препоясана при сосцу поясом златым». Святи­тель Андрей Кесарийский объясняет: «Препоясан Он был поясом золотым не по бедру, как препоясываются люди для укрощения похотей (от них свободна Божественная плоть), но при сосцу — по груди, чтобы показать этим, что и крайние меры гнева Божественного удерживаются чело­веколюбием, и что заветы, эти сосцы Владычнии, кото­рыми питаются верные, препоясует истина.

Златым пояс назван для обозначения высшего превосходства, чисто­ты и нескверности». Святитель Андрей дает интересное объяснение: пояс Христа опоясывает две Его груди — Вет­хий и Новый Заветы. Христос — Бог и Ветхого Завета (Он посылал пророков), и Нового Завета. «Глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный; и ноги Его подобны халколива-ну, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих» (Откр. 1, 14-15).

Часто люди спрашивают: почему это у Христа белые волосы? Это что, Бог Отец? На самом деле Христос является Ветхим Днями, и в знак Его древ­ности у Него изображают белые волосы. Когда появил­ся Иисус Христос? Он рожден прежде всех веков, то есть до всякого времени. Перед Ним прошли все мгновения 23   времени, а Он остался и останется в будущем тем же.

Поэтому Христос и называется «Ветхий Днями», ибо Он властелин всех дней. Кроме того, седина — знак мудрости.14 А Христос обла­дает полнотой мудрости, Он и есть та самая Премудрость, которая упоминается в Притчах Соломоновых, — Прему­дрость Бога Отца. Когда Иоанн записывал эти слова в Откровении, он имел в виду еще одно: белизна Христа является той белиз­ной, которая подается прощеным.

Помните, как сказа­но в книге пророка Исаии: «О мойтесь, очиститесь; удали­те злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенно­го, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багря­ное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю» (Ис. 1, 16-18).

«Если ваши грехи будут, как заля­панные кровью одежды, как багряница, то Я вас очищу, — говорит Господь Бог, — сделаю так, что вы будете белее снега». И Книга Псалмов говорит: «Паче снега убелюся» (Пс. 50, 9). Обеление наших грехов идет от волос Христа, от ума Христова, поэтому и волосы Его — белые, сверкаю­щие, светящиеся, точно белый снег, они дают прощение и отпущение грехов.