Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

Христос имеет пояс на груди, показывая таким образом, что гнев в Его сердце сдержива­ется поясом истины. Как сказано: «Станьте, препоясав чрес­ла ваши истиною» (Еф. 6, 14), то есть Его гнев ограничен Его справедливостью. Бог никогда не гневается больше, чем того требует справедливость. Истина Божия — драго­ценнейшая, она драгоценней, чем человек, поэтому и ска­зано в Писании, что «судыГосподни истина, все праведны; они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота» (Пс. 18, 10-11).

«По персям опоясанного золотым поясом» в славянской Библии — «препоясана при сосцу поясом златым». Святи­тель Андрей Кесарийский объясняет: «Препоясан Он был поясом золотым не по бедру, как препоясываются люди для укрощения похотей (от них свободна Божественная плоть), но при сосцу — по груди, чтобы показать этим, что и крайние меры гнева Божественного удерживаются чело­веколюбием, и что заветы, эти сосцы Владычнии, кото­рыми питаются верные, препоясует истина.

Златым пояс назван для обозначения высшего превосходства, чисто­ты и нескверности». Святитель Андрей дает интересное объяснение: пояс Христа опоясывает две Его груди — Вет­хий и Новый Заветы. Христос — Бог и Ветхого Завета (Он посылал пророков), и Нового Завета. «Глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный; и ноги Его подобны халколива-ну, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих» (Откр. 1, 14-15).

Часто люди спрашивают: почему это у Христа белые волосы? Это что, Бог Отец? На самом деле Христос является Ветхим Днями, и в знак Его древ­ности у Него изображают белые волосы. Когда появил­ся Иисус Христос? Он рожден прежде всех веков, то есть до всякого времени. Перед Ним прошли все мгновения 23   времени, а Он остался и останется в будущем тем же.

Поэтому Христос и называется «Ветхий Днями», ибо Он властелин всех дней. Кроме того, седина — знак мудрости.14 А Христос обла­дает полнотой мудрости, Он и есть та самая Премудрость, которая упоминается в Притчах Соломоновых, — Прему­дрость Бога Отца. Когда Иоанн записывал эти слова в Откровении, он имел в виду еще одно: белизна Христа является той белиз­ной, которая подается прощеным.

Помните, как сказа­но в книге пророка Исаии: «О мойтесь, очиститесь; удали­те злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенно­го, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багря­ное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю» (Ис. 1, 16-18).

«Если ваши грехи будут, как заля­панные кровью одежды, как багряница, то Я вас очищу, — говорит Господь Бог, — сделаю так, что вы будете белее снега». И Книга Псалмов говорит: «Паче снега убелюся» (Пс. 50, 9). Обеление наших грехов идет от волос Христа, от ума Христова, поэтому и волосы Его — белые, сверкаю­щие, светящиеся, точно белый снег, они дают прощение и отпущение грехов.

«И очи Его, как пламень огненный» (Откр. 1, 14), пото­му что Он видит все, происходящее во мраке. Как сказа­но в Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, люди иногда забывают, «что очи Господа в десять тысяч крат свет­лее солнца, и взирают на все пути человеческие, и проникают в места сокровенные» (Сир. 23, 27-28). Глаза Господа видят все, поэтому они и называются пламенными, горящими.

Страшные в отношении грешников, они сожгут всех тех, кто выступает против Господа. То есть если глаза Божии 24   посмотрят на праведника, они просветят его, а если посмо­трят на грешника, вспыхнут и сожгут его. «И ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих» (Откр. 1, 15).

Слово «хал-коливан» можно перевести как «ливанская благоухаю­щая медь». Христос имеет две природы: ладан — это образ Его Божественной природы, а медь — образ природы человеческой. Поэтому и сказано, что ноги его подобны халколивану. « И голос Его, как шум вод многих» (Откр. 1, 15). Многие воды — это образ Святого Духа. Голос Его — это могуще­ственный голос великого шума, омывающий множество людей.

Во время Таинства Крещения голос Божий омыва­ет крещаемых. «Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выхо­дил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей» (Откр. 1, 16). Семь звезд — это Ангелы семи Церквей, находящихся в руках Бога. Ангелами Церквей называются и Ангелы Хранители собственно Церквей, и Ангелы епископов.

Как сердце царя в руке Божией, так и сердце епископа находится в руке Божией, поэтому епи­скопская власть — это проявление власти Христа. « Из уст Его выходил острый с обеих сторон меч» (Откр. 1, 16). Обоюдоострый меч — это слово Божие, раз­деляющее людей между собой. Как сказал Господь: «Не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И вра­ги человеку — домашние его.

Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста сво­его и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф. 10, 34-38). Слово Божие отделяет праведность от греха, именно поэ­тому оно и названо обоюдоострым мечом — нет возможно­ 25   сти его удержать.

Слово Божие можно или принять, или отвергнуть — третьего не дано. «И лице Его, как солнце, сияющее в силе своей» (Откр. 1, 16). Как и в Евангелии написано: « Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» (Мф. 13, 43). В Книге пророка Малахии говорится, что над теми, кто любит Бога и испол­няет Его заповеди, « взойдет солнце Правды и исцеление в лучах Его» (Мал. 4, 2).