Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

Пораженные пусть падут на земле Халдейской, и пронзенныіе — на дорогах ее. Ибо не овдовел Израиль и Иуда от Бога Сво­его, Господа Саваофа; хотя земля их полна грехами пред Свя­тым Израилевым. Бегите из среды Вавилона и спасайте каж­дый душу свою, чтобы не погибнуть от беззакония его, ибо это время отмщения у Господа, Он воздает ему воздаяние. Вави­лон был золотою чашею в руке Господа, опьянявшею всю землю; народы пили из нее вино и безумствовали.

Внезапно пал Вави­лон и разбился; рыдайте о нем, возьмите бальзама для раны его: может быть, он исцелеет. Врачевали мы Вавилон, но не исцелился; оставьте его, и пойдем каждый в свою землю, пото­му что приговор о нем достиг до небес и поднялся до облаков. Господь вывел на свет правду нашу; пойдем и возвестим на Сио­не дело Господа Бога нашего. Острите стрелы, наполняйте колчаны; Господь возбудил дух царей Мидийских, потому что у Него есть намерение против Вавилона, чтобы истребить его, ибо это есть отмщение Господа, отмщение за храм Его.

Против стен Вавилона поднимите знамя, усильте надзор, расставьте сторожей, приготовьте засады, ибо, как Господь помыслил, так и сделает, что изрек на жителей Вавилона. О, ты, живущий при водах великих, изобилующий сокровищами! пришел конец твой, мера жадности твоей. Господь Саваоф поклялся Самим Собою: истинно говорю, что наполню тебя людьми, как саран­чою, и поднимут крик против тебя.

Он сотворил землю силою Своею, утвердил вселенную мудростью Своею и разумом Своим распростер небеса. По гласу Его шумят воды на небесах, и Он возводит облака от краев земли, творит молнии среди дождя и изводит ветер из хранилищ Своих. Безумствует всякий чело­век в своем знании, срамит себя всякий плавильщик истука­ном своим, ибо истукан его есть ложь, и нет в нем духа.

Это совершенная пустота, дело заблуждения; во время посещения их 240   они исчезнут. Не такова, как их, доля Иакова, ибо [Бог его] есть Творец всего, и [Израиль] есть жезл наследия Его, имя Его — Господь Саваоф. Ты у Меня — молот, оружие воинское; тобою Я поражал народы и тобою разорял царства; тобою пора­жал коня и всадника его и тобою поражал колесницу и возни­цу ее; тобою поражал мужа и жену, тобою поражал и старого и молодого, тобою поражал и юношу и девицу; и тобою поражал пастуха и стадо его, тобою поражал и земледельца и рабочий скот его, тобою поражал и областеначальников и градоправи­телей.

И воздам Вавилону и всем жителям Халдеи за все то зло, какое они делали на Сионе в глазах ваших, говорит Господь. Вот, Я - на тебя, гора губительная, говорит Господь, разоряю­щая всю землю, и простру на тебя руку Мою, и низрину тебя со скал, и сделаю тебя горою обгорелою. И не возьмут из тебя камня для углов и камня для основания, но вечно будешь запусте­нием, говорит Господь» (Иер. 51, 2-26). Вернемся к Апокалипсису.

«С нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на зем­ле» (Откр. 17, 2). Блудодеяния земных царей заключались в принятии ими вавилонской идеологии, которая в самом конце мира станет главенствующей в великом городе. Цари земные сознательно проводили отравляющую идео­логию отступничества от Бога, они с этой идеологией заи­грывали, «пили вино разврата ее».

Вавилон — это не только общество, город, но и одновременно глобальная антицер­ковь зла. В Вавилоне, по сути, правит сатана. Заметьте, что практически во всех государствах и почти всегда на пер­вых или на вторых ролях во власти были жрецы, маги и чародеи — служители диавола. Они действительно управ­ляли народами — или косвенно, давая свои советы, или непосредственно.

Причем все жрецы считали себя члена­ми единого культа — куда бы ни приходили язычники, они везде находили одинаковых богов.130 241   «И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами» (Откр. 17, 3). Эта жена живет в пустыне.

Есть пустыня, где спасаются монахи, «пустая» от страстей, а есть пустыня противоположная, где живет смерть. Об этой-то пустыне и говорит Бог в Книге Второзакония: «Провел тебя по пустыне великой и страшной, [где] змеи, василиски, скорпионы и места сухие, на которых нет воды; Который источил для тебя [источник] воды из скалы гра­нитной, питал тебя в пустыне манною, которой не знали отцы твои, дабы смирить тебя и испытать тебя, чтобы впоследствии сделать тебе добро» (Втор. 8, 15-16).

Это действительно страшная пустыня, где жить невозможно, там живут толь­ко демоны. У евреев существовал древний обряд: в день очищения к первосвященнику приводили двух козлов; одного из них закалали в жертву Богу и его кровью кропи­ли Ковчег Завета, а на второго возлагали руки, «испове­дуя над ним все грехи сынов Израилевых и все преступле­ния их», тем самым символически перелагая их на него, и выгоняли в пустыню — для азазеля (Лев. 16, 8).

Дословно он назывался «козел азазеля», то есть козел убийц. Так что пустыня считалась областью смерти, областью власти тем­ного духа — духа убийцы. Именно поэтому Христос после Своего Крещения идет в пустыню для встречи с ее хозя­ином. Согласно Апокалипсису, у этого хозяина в пустыне находится жена, сидящая «на звере багряном, преисполнен­ном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами» (Откр. 17, 3).

Она сидит на антихристе, то есть служит его приходу. Великий, багряный, гневный, жестокий зверь — это образ государств, попирающих принципы Божии и требующих служения себе. Семь голов — это семь импе­рий, полнота земного царства; десять рогов — это десять последних царей, которые поднимутся в самом конце 242   мира, при антихристе.

Кроме того, десять рогов символи­зируют враждебность десяти заповедям Бога. «И жена облечена была в порфиру и багряницу, укра­шена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и дер­жала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее» (Откр. 17, 4). Жена очень нарядная, она одета не в солнце, как Церковь, а в багря­ницу и пурпур, как императрица, и называет себя цари­цей мира, владычицей земли.