Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

ибо Он отмстит за кровь рабов Своих, и воздаст мщение врагам Сво им, [и ненавидящим Его воздаст,] и очистит [Господь] землю Свою [и] народ Свой!» (Втор. 32, 39-43). Это древнее пред­сказание пророка Моисея, данное Святым Духом, испол­няется: Бог выходит, чтобы совершить Свой Суд, снача­ла — над жителями земли. Великая блудница уничтожается при помощи злодеев, но на самом деле за этим уничтоже­нием стоят Ангелы и святые на небесах, по молитвам кото­рых Господь совершает Свой Суд руками беззаконников.

Вавилонская блудница наказана за то, что растлила всю землю своими беззакониями, вложила в умы людей великое развращение. В результате человек стал добро называть злом, а зло добром, правду — кривдой, а кривду — правдой. Эта вывернутая идеология и ведет вавилонскую блудницу к погибели. Сейчас она сильна: многие начина­ют говорить, что у каждого человека есть право на само­реализацию, на удовлетворение своих потребностей, поэтому любой может заниматься, например, противое­стественным блудом, а семейная жизнь, наоборот, должна быть оплевана.

Или говорят, что у каждой матери есть пра­во на аборт, забывая при этом о праве на жизнь, которое есть у каждого ребенка. Это и есть вывернутые ценности растленной блудницы, которые проявляются не только на житейском уровне, но и на религиозном. Звучат, к при­меру, заявления о том, что каждый имеет право на свою веру и должен уважать вероисповедание другого челове­ка.

Это стало аксиомой и настолько укоренилось в созна­ 262   нии, что даже не обсуждается. Вот она — мысль растлен­ной вавилонской блудница, за которую она умерщвляется Богом. И сказано: «И взыскал кровь рабов Своих от руки ее» (Откр. 19, 2), то есть Господь взыскивает кровь от рук убий­цы. Начиная со времен Каина и Авеля Он лично следит за порядком в этом мире и воздает за невинно пролитую кровь.

Каину было сказано Богом: «Голос крови брата твое­го вопиет ко Мне от земли» (Быт. 4, 10). И вот Бог наконец -то взыскивает всю кровь, пролитую злодеями, взыскива­ет от их рук, как и обещал в Книге Бытия: «Я взыщу и вашу кровь, [в которой] жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взы­щу также душу человека от руки человека, от руки брата его» (Быт. 9, 5). «И вторично сказали: аллилуйя! И дым ее восходил во веки веков» (Откр. 19, 3). Дым наказания будет восходить веч­но.

Дым не от развалин Содома и Гоморры, не от развалин великого Вавилона, а от тех, кто там сгорел. Мучения зло­деев, совершавших убийства, злодеев, которые составля­ли вавилонское общество, будут подниматься вечно перед лицом Божиим и перед Агнцем, как и говорит Писание. Здесь идет параллель с тем моментом, когда Авраам на вто­рой день после гибели Содома и Гоморры увидел, как под­нимался дым до небес.

Дым — это образ великой кары Бога, которая и постигает Вавилон. «Тогда двадцать четыре старца и четыре животных пали и поклонились Богу, сидящему на престоле, говоря: аминь! аллилуия!» (Откр. 19, 4). Они падают, потому что вновь видят конец мировой истории, видят, что закончилось время зла, которое набухало и созревало со времен Ним-рода.

Многотысячелетняя история отступничества чело­вечества завершилась, и поэтому высшие представители человечества вместе с Ангелами падают перед Богом, сви­ 263   детельствуя о своем согласии с этим. Они вынесли свой приговор — недаром в Писании предсказано, что в конце Суд будет Богом передан святым. Люди будут сами судить за Христа, хотя, конечно, явится Сам Христос, но святые засвидетельствуют Его приговор своим согласием.

Ведь они сами явили своей жизнью возможность жить по запо­ведям Божиим. Пророк Исаия пишет: «И убитые их будут разбросаны, и от трупов их поднимется смрад, и горы размок­нут от крови их. И истлеет все небесное воинство142; и небеса свернутся, как свиток книжный; и все воинство их падет, как спадает лист с виноградной лозы, и как увядший лист — со смо­ковницы.

Ибо упился меч Мой на небесах: вот, для суда нисходит он на Едом и на народ, преданный Мною заклятию. Меч Госпо­да наполнится кровью, утучнеет от тука, от крови агнцев и коз­лов, от тука с почек овнов: ибо жертва у Господа в Восоре и боль­шое заклание в земле Едома. И буйволы падут с ними и тельцы вместе с волами, и упьется земля их кровью, и прах их утучне-ет от тука.

Ибо день мщения у Господа, год возмездия за Сион. И превратятся реки его в смолу, и прах его — в серу, и будет зем­ля его горящею смолою: не будет гаснуть ни днем, ни ночью; вечно будет восходить дым ее; будет от рода в род оставаться опусте­лою; во веки веков никто не пройдет по ней; и завладеют ею пели­кан и еж; и филин и ворон поселятся в ней; и протянут по ней вервь разорения и отвес уничтожения.

Никого не останется там из знатных ее, кого можно было бы призвать на царство, и все князья ее будут ничто. И зарастут дворцы ее колючими расте­ниями, крапивою и репейником — твердыни ее; и будет она жили­щем шакалов, пристанищем страусов. И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками, и лешие будут перекликаться один с другим; там будет отдыхать ночное привидение и нахо­дить себе покой.

Там угнездится летучий змей, будет класть яйца и выводить детей и собирать их под тень свою; там и кор­шуны будут собираться один к другому. Отыщите в книге Господ­ 264   ней и прочитайте; ни одно из сих не преминет придти, и одно другим не заменится. Ибо сами уста Его повелели, и сам дух Его соберет их. И Сам Он бросил им жребий, и Его рука разделила им ее мерою; во веки будут они владеть ею, из рода в род будут жить на ней» (Ис. 34, 3-17).

Так говорится у пророка о земле проклятья. И пра­ведники подтверждают, что древнее пророчество, данное за семь веков до Христа, исполняется. Двадцать четыре старца с четырьмя живыми существами, увидев испол­нившиеся пророчества, говорят: «аминь» — все так и про­изошло. А в конце будет Некто, кто скажет «аминь» всей вселенной, то есть возвестит ее конец.