Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

И будут жить в нем, и проклятия не будет более, но будет стоять Иерусалим безопасно» (Зах. 14, 6-11). Так что живая вода была предсказана, и она пришла — для очищения всякой скверны и всякой нечисто­ты. И будет она питать людей всегда, в вечности, Дух Святой станет пищей для спасенных. Вернемся к Откровению. «Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать [раз] приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева — для исцеления народов» (Откр. 22, 2).

Улицы нового Иерусалима — это святые, живущие в нем. И посреди этих улиц Иоанн Богослов видит Дерево Жизни. Древо Жизни — это Иисус Христос. В Книге Притчей царя Соломона сказано, что пре­мудрость есть дерево жизни для всех, кто приходит к ней168, то 322   есть вкушающий от Премудрости никогда не умрет.

Дере­во жизни упоминается и в самом начале Библии — Господь насадил его посреди рая (Быт. 3, 22). Бог не допустил до него людей после грехопадения. Человек стал смертным, так как потерял возможность вкушать от Древа Жизни. В резуль­тате грехопадения изменился и окружающий мир. Извеч­ная гармония между природой и человеком нарушилась. Теперь стихии ему стали враждебны.

Наводнения, урага­ны, землетрясения, жара, засуха могут погубить его. Зем­ля уже не будет сама собой рождать все — ее надо возделы­вать «в поте лица», а она будет производить на свет «терния и колючки». И звери уже не друзья, а враги человека. Вся тварь покоряется «рабству тления». И она вместе с челове­ком будет «ждать освобождения», «ибо тварь с надеждою ожи­дает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суе­те не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих от этого рабства, потому что покорилась суете не добро­вольно, но по вине человека» (Рим. 8, 19-21).

После Воскресе­ния Христа и искупления грехов людей Древо Жизни стало для человечества вновь доступно. Христос, благодаря Духу Святому, становится доступным для нас, и человек, вкушая от Христа, делается причастным этому Древу Жизни. В дру­гом месте сказано, что Дерево Жизни есть кротость: «Крот­кий язык — древо жизни» (Притч. 15, 4). В третьем — сказано, что это исполнившаяся надежда: «Надежда, долго не сбываю­щаяся, томит сердце, а исполнившееся желание — как древо жиз­ни» (Притч. 13, 12). Здесь нет противоречия.

Премудрость Отца, Иисус Христос, говорит в Евангелии: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11, 29). И пре­дельное желание человека — это встреча с Иисусом Христом и с Его Отцом. Человек, стремящийся к этому, встречает­ся с исполнившимся желанием, с Премудростью Отца, он 323   видит во Христе замысел этого мира, видит, как задуман мир — его тайны теперь открыты для того, кто достиг нового Иерусалима.

Более того, ему становится понятен замысел о каждой вещи во вселенной, как задумал ее Отец, нарисовав, в Сыне Своем, великий план творения. И еще человек видит источник кротости Христа, источник абсолютной тишины, царящей в глубинах Божества. Однако святитель Андрей Кесарийский утверждает, что Древо Жизни — это не только Сын Божий, но еще и сам спасенный.

То есть Древо Жизни одно и одновременно их много — «среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки» (Откр. 22, 2). Первый псалом гласит: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! И будет он как дерево, поса­женное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет» (Пс. 1, 1-3).

Праведник уподобляется в Писании растущему у воды дереву. Так как Христос Весь в нем и он весь во Хри­сте, то такой человек и сам становится Древом Жизни. Об этом и сказано в Писании. Господь говорит: «Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы (Пс. 81, 6); и в Новом Завете: «Не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги?» (Ин. 10, 34).

Что было обещано, то и исполнится: в конце люди станут богами по благодати, достигнут об о жения, станут богоподоб­ными существами. Через Христа они получат бессмертную жизнь внутри себя, поэтому и называются Божественными Деревьями Жизни, плоды которых никогда не заканчива­ются, потому что они посажены перед живыми источника­ми вод, и листья их предназначены для исцеления народов.

Итак, в вечности разница между символом и образом сотрется: символ станет одновременно и тем, что он выра­жает. У православных хлеб и вино сначала, до превращения 324   их в Святые Дары, только символизируют Тело и Кровь Хри­ста, а в определенный литургический момент — во время схождения Святого Духа — хлеб и вино, сохраняя свой внеш­ний вид, становятся Телом и Кровью Христа.

Так же в веч­ности будут взаимосвязаны, например, добродетель и плод: когда человек вступает в вечную жизнь, когда он сливается со Христом, то каждая добродетель, принесенная им, стано­вится плодом. Можно увидеть такую взаимосвязь, когда вку­шение материальных вещей приводит к нематериальным последствиям. В этом принципе — суть Таинства как таково­го.

Скажем, человека помазали оливковым маслом, и в него через это входит целительная сила Бога — и человек исце­ляется. Через материальное помазание в человека входит нематериальная, несотворенная сила Святого Духа, и он получает силу для совершения добрых дел. Человек видимо трижды погружается в крещенские воды, а невидимо омыва­ется его дух силой Духа Святого.

О древе жизни у реки сказано, что оно двенадцать раз приносит плоды, давая «на каждый месяц плод свой» (Откр. 22, 2). В основании нового Иерусалима — двенадцать драгоценных камней, символизирующих многообразную духовную красоту апостолов и плоды их служения. И когда речь заходит о Древах Жизни, то есть о спасенных людях, подчеркивается, что двенадцать раз человек приносит свои плоды, плоды апостольского учения, взращивая их в себе.