Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

Имя Бога будет на лбу у каждого человека, поэ­тому и увидит человек лицо Божие. «И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светиль­нике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков» (Откр. 22, 5). Апостол Иоанн снова подчеркивает, что никакие земные светильники не потребу­ются в небесном Иерусалиме: ни фонари, ни солнце, ни луна — люди будут жить в вечном дне Божественного света, в сия­нии Творца.

А сияние Бога настолько яркое, что солнца про­сто не будет видно — и небесные светила больше не нужны. «И будут царствовать во веки веков» (Откр. 22, 5). Люди ста­нут царями преображенного мира, как и было предсказа­но. Бог предсказывал, что весь животный и растительный мир будет подчинен людям. «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престо­ле Его», — говорит Господь (Откр. 3, 21).

Это станет осущест­влением замысла, который был у Бога до начала времен: Бог Отец, Сын и Дух Святой будет править миром, как и правил всегда, только люди смогут видеть весь процесс управления. Ангелы и люди будут служить Богу и царствовать в преобра­женном мире, и царствование святых будет продолжаться вечно. «И сказал мне: сии слова верны и истинны; и Господь Бог свя­тых пророков послал Ангела Своего показать рабам Своим то, чему надлежит быть вскоре» (Откр. 22, 6).

Слова, передан­ные Иоанну Богом, верны и истинны, на них можно пола­гаться. И Господь Бог послал Своего Ангела для подтверж­ 330   дения истинности этих слов. Почему подчеркивается, что Господь — Бог святых пророков? Потому что Бог Ветхого Завета, который открылся Адаму, Аврааму, Исааку, Иакову, Ною, Моисею, Исаии, Иисусу Навину, Давиду, Соломону, и Бог Нового Завета, Бог Иисуса Христа, апостолов, хри­стиан — это Один и Тот же Бог.

Господь это специально под­черкивает, ведь на протяжении всей истории христианства неоднократно появлялась ересь, утверждающая, будто Бог Ветхого Завета — это не Бог Нового Завета. Иоанн Богослов в Откровении ясно дает понять, что это не так: «Господь Бог святых пророков». Бог, Который открылся в Ветхом Завете народу Израиля, — Тот же Самый Бог, Который призывает ι Ία к Себе все народы земли в Новом Завете.

171 «Господь Бог святых пророков послал Ангела Своего показать рабам Своим то, чему надлежит быть вскоре» (Откр. 22, 6). Господь послал Ангела для рабов Своих. Апокалипсис не предназначен для людей, которые не верят в Творца, которые не являются православными христианами. Для таких людей Апокалипсис — закрытая книга. Господь послал Ангела специально, чтобы открыть именно Своим рабам, чему надлежит быть вскоре.

Так что эта книга — только для православных христиан, нецерковным людям ее не подоба­ет читать вообще. Это книга для своих, а не для чужих, как и вообще вся Библия. Как гласит древнее изречение Бога: «Тайна Моя Мне и Моим» (Ис. 21, 17).172 «Се, гряду скоро: блажен соблюдающий слова пророчества книги сей» (Откр. 22, 7). Господь предупреждает: «Я скоро приду к вам».

Ожидание скорого пришествия Господа про­низывает все Священное Писание Нового Завета. Слово Божие говорит, что день Искупления, день смерти Христа на Крестном древе, когда свершилась тайна Божия, — это и есть начало последних времен. Это есть предреченное пророком Иоилем: «И будет в последние дни, говорит Бог, излию 331   от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юно­ши ваши будут видеть видения» (Иоил. 2, 28).

После распятия и воскресения Христа из мертвых человечество вступило в последние дни, время подготовки к явлению Христа уже пришло. Более того, Господь сказал, что уже даже Суд начал­ся. Понимаете, что это значит? Из чего обычно суд состоит? Сначала идет судебное следствие, а потом бывает оглаше­ние приговора. Сейчас мы живем во время длинного судеб­ного следствия, когда Святое Евангелие судит людей.

Потом будет явление Христа, Который просто огласит приговор, воздаст каждому по делам его. Вот и все. Поэтому и сказано: «Се гряду скоро: блажен соблюдающий слова пророчества кни­ги сей» (Откр. 22, 7). Блажен тот, кто хранит пророчества этой книги, кто исполняет волю Божию, данную в Книге Откровения. «Я, Иоанн, видел и слышал сие. Когда же услышал и увидел, пал к ногам Ангела, показывающего мне сие, чтобы поклониться [ему]; но он сказал мне: смотри, не делай сего; ибо я сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей; Богу поклонись» (Откр. 22, 8-9).

Иоанн вторично хотел явить Ангелу свое почтение, но Ангел сказал: «Смотри, не делай это го». Здесь и в других местах Священное Писание предосте­регает нас от обожествления небесных сил. А у людей ино­гда появляется большой соблазн их обоготворять. На этом принципе построен весь оккультизм. Библия категориче­ски запрещает это делать. Служить Ангелам нельзя. Это большой грех.

Чтобы такого не было, Ангел и не позволя­ет Иоанну кланяться себе — чтобы и другие люди не взду­мали поклоняться Ангелам, своим собратьям, сорабам, как говорит Писание. Ведь человек, соблюдающий слова Свя­того Евангелия, становится равным Ангелам, и именно поэ­тому и не воздает им почитание как большим себя. Люди, 332   конечно, почитают Ангелов, но все же им нужно оказывать именно почтение, а поклоняться им как богам нельзя.

Пото­му что Бог один, как сказано: «Богу поклонись» (Откр. 22, 9). И если к человеку приходит некий дух и говорит слова, про­тиворечащие откровению Божию, нужно отвергнуть их, так как они лживы. Как сказал апостол Павел: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы бла-говествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1, 8).

Всякое слово человека или Ангела должно проверяться словом Божи-им, а не наоборот.173 Заметьте, об Ангеле сказано: «сослу-житель тебе и братьям твоим пророкам», то есть апостолы имеют такую же благодать, что и древние пророки. Поэто­му служение апостолов не меньше, чем служение ветхоза­ветных пророков, предсказывавших пришествие Христа, да и сами апостолы были пророками, предсказывавшими буду­щее.