Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

Ожидание скорого пришествия Господа про­низывает все Священное Писание Нового Завета. Слово Божие говорит, что день Искупления, день смерти Христа на Крестном древе, когда свершилась тайна Божия, — это и есть начало последних времен. Это есть предреченное пророком Иоилем: «И будет в последние дни, говорит Бог, излию 331   от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юно­ши ваши будут видеть видения» (Иоил. 2, 28).

После распятия и воскресения Христа из мертвых человечество вступило в последние дни, время подготовки к явлению Христа уже пришло. Более того, Господь сказал, что уже даже Суд начал­ся. Понимаете, что это значит? Из чего обычно суд состоит? Сначала идет судебное следствие, а потом бывает оглаше­ние приговора. Сейчас мы живем во время длинного судеб­ного следствия, когда Святое Евангелие судит людей.

Потом будет явление Христа, Который просто огласит приговор, воздаст каждому по делам его. Вот и все. Поэтому и сказано: «Се гряду скоро: блажен соблюдающий слова пророчества кни­ги сей» (Откр. 22, 7). Блажен тот, кто хранит пророчества этой книги, кто исполняет волю Божию, данную в Книге Откровения. «Я, Иоанн, видел и слышал сие. Когда же услышал и увидел, пал к ногам Ангела, показывающего мне сие, чтобы поклониться [ему]; но он сказал мне: смотри, не делай сего; ибо я сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей; Богу поклонись» (Откр. 22, 8-9).

Иоанн вторично хотел явить Ангелу свое почтение, но Ангел сказал: «Смотри, не делай это го». Здесь и в других местах Священное Писание предосте­регает нас от обожествления небесных сил. А у людей ино­гда появляется большой соблазн их обоготворять. На этом принципе построен весь оккультизм. Библия категориче­ски запрещает это делать. Служить Ангелам нельзя. Это большой грех.

Чтобы такого не было, Ангел и не позволя­ет Иоанну кланяться себе — чтобы и другие люди не взду­мали поклоняться Ангелам, своим собратьям, сорабам, как говорит Писание. Ведь человек, соблюдающий слова Свя­того Евангелия, становится равным Ангелам, и именно поэ­тому и не воздает им почитание как большим себя. Люди, 332   конечно, почитают Ангелов, но все же им нужно оказывать именно почтение, а поклоняться им как богам нельзя.

Пото­му что Бог один, как сказано: «Богу поклонись» (Откр. 22, 9). И если к человеку приходит некий дух и говорит слова, про­тиворечащие откровению Божию, нужно отвергнуть их, так как они лживы. Как сказал апостол Павел: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы бла-говествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1, 8).

Всякое слово человека или Ангела должно проверяться словом Божи-им, а не наоборот.173 Заметьте, об Ангеле сказано: «сослу-житель тебе и братьям твоим пророкам», то есть апостолы имеют такую же благодать, что и древние пророки. Поэто­му служение апостолов не меньше, чем служение ветхоза­ветных пророков, предсказывавших пришествие Христа, да и сами апостолы были пророками, предсказывавшими буду­щее.

Нам известно множество пророчеств, содержащих­ся в Новом Завете, которые исполняются и в наше время по воле Господа. «И сказал мне: не запечатывай слов пророчества книги сей; ибо время близко. Неправедный пусть еще делает неправ ду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще. Се, гряду скоро, и воз­мездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» (Откр. 22, 10-12).

Пророку Даниилу было велено запечатать слова полученного им откровения, потому что еще не при­шло время — люди не были готовы полностью вместить откровение Божие. А теперь говорится обратное: «Не запе­чатывай слова пророчества книги этой, потому что вре­мя близко». То есть сроки приближаются, конец мира ско­ро наступит. Скоро придет Христос. «Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще.

Се, гряду ско­ро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам 333   его» (Откр. 22, 11-12). Некоторые считают, что надо насиль­но заставить все человечество жить по заповедям Божи-им, однако Господь говорит, что так делать нельзя, свобо­да воли людей должна сохраняться. Свободную волю Бог не трогает и не будет трогать никогда, а иначе заслуги чело­века не будет.

Было бы желание, а Господь непременно помо­жет. Например, алкоголизм считается неизлечимым заболе­ванием, потому что алкоголик не может исцелиться, если сам этого не захочет — это вопрос воли человека, которую невозможно сломать в принципе. И вот Господь прямо гово­рит: «Обижающий пусть еще обижает, грязный пусть еще сквернится, а праведность пусть еще правду делает, а святой — еще более святым становится.

Пусть каждый делает все, что хочет, но Я скоро приду и возмездие Мое со мной, что­бы воздать каждому по делам его». Пусть люди делают все, что хотят, Господь оценит всех. Бог говорит, что выплатит каждому «зарплату», которую он заработал. Что заработали, то и получите. «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Послед ний. Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, что­бы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами» (Откр. 22, 13-14).

Христос повторяет, что Он — начало мира и конец, Первый и Последний. Кроме Него нет Бога, Он — единственный. «Блаженны те, которые соблюдают запове­ди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами» (Откр. 22, 14). Епископ Кассиан (Безобразов) перевел с греческого подлинника это предложение так: «Блаженны омывающие одежды свои (дословно — «празднич­ные ризы свои»)

, чтобы иметь им право на древо жизни и вой­ти в город воротами». То есть блаженны те, кто всегда, всю жизнь покаянием омывает свои одежды. Такие люди, стре­мящиеся понять заповеди Божии и омывающие свои ризы от всех грехов частой исповедью, блаженны — они получат 334   право вкушать от Дерева Жизни и смогут воротами войти в Город.