Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

Берите даром воду жизни, кото­рую Господь дает. Как и в Ветхом Завете Тот же Самый Бог говорил: «Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без сере­бра и без платы вино и молоко. Для чего вам отвешивать серебро за то, что не хлеб, и трудовое свое за то, что не насыщает? Послу­шайте Меня внимательно и вкушайте благо, и душа ваша да насла­дится туком.

Приклоните ухо ваше и придите ко Мне: послушай­те, и жива будет душа ваша, — и дам вам завет вечный, неизменные милости, [обещанные] Давиду. Вот, Я дал Его свидетелем для народов, вождем и наставником народам» (Ис. 55, 1-4). И вот Господь что обещал, то и сотворил: вода жизни дана, просто берите ее даром. Как и где ее брать? В церквах Божиих.

Дух Божий вошел в наши сердца в день Миропомазания, а дей­ствует Он при помощи добрых дел: творите дела милосер­дия и утоляйте жажду. «И я также свидетельствую всякому слышащему слова про­рочества книги сей: если кто приложит что к ним, на того нало­жит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей» (Откр. 22, 18-19).

Писание предупреждает: если вы посме­ете что-то прибавить к словам Бога или убавить из них, то это кончится очень печально для вас. Почему такое жесто­кое предостережение? Потому что апостол Иоанн, будучи пророком, предвидит, что его книга будет извращаться боль­ше, чем какая-либо другая из книг Нового Завета. И Господь 338   предупреждает, что отнимет у того человека долю от Дере­ва Жизни и от Города Святого, то есть человек не попадет ни к Древу Жизни, ни в новый Иерусалим в наказание за то, что посмел исказить слово Божие.

175 Апостол Павел писал: «Стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2, 15). И в Книге Притчей царя Соломона сказано: «Всякое слово Бога чисто; Он — щит упова­ющим на Него. Не прибавляй к словам Его, чтобы Он не обличил тебя, и ты не оказался лжецом» (Притч. 30, 5-6). Богословие — не область для творчества, потому что это откровение Бога.

Кто ты такой, чтобы поправлять Господа Бога? Что такое ум человека по сравнению с умом Бога? Господь говорит: «Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мыс­ли Мои выше мыслей ваших» (Ис. 55, 9). Для того чтобы понять слово Божие, принять Его, нужно сначала отказаться от сво­ей точки зрения. «Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22, 20). Эта книга под­тверждена, подписана.

Кто поставил автограф и сказал, что скоро придет? Это Господь. И на это отвечает апостол Иоанн, от себя и от лика апостолов: «Аминь! Приходи, Господи Иисусе! Мы ждем тебя!» Все святые апостолы жда­ли Христа, они мечтали о встрече с Ним. Мы знаем, сколь­ко было случаев, когда апостолы Христовы отказывались от того, чтобы их снимали с креста, отказывались от того, чтобы прекращали их казнь, потому что мечтали скорее встретиться с Господом. И в этом проявляется любовь.

Поэ­тому и апостол Иоанн говорит: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» Церковь должна жить в ожидании прихода Иисуса Христа. И христиане должны вырасти до той меры, когда они могли бы искренне сказать: «Ей, гряди, Господи Иисусе». Не фор­мально сказать, а настроить подобающим образом свое серд­це, из глубин которого и должно исходить это желание. Что­ 339   бы живая вода Святого Духа, изливающаяся от Престола Бога Отца, влекла нас всегда к Богу.

Чтобы небесное тяго­тение присутствовало в наших сердцах. Чтобы мы стреми­лись к небесной родине так же, как сейчас люди стремятся к земной. «Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь» (Откр. 22, 21). Пускай благодать Святого Духа, пода­ваемая через Господа Иисуса Христа, пребывает в нас с вами. А благой дар Господа Христа да ведет нас по нашему пути, дабы мы могли войти в Святой Город Иерусалим, обретя вечную жизнь, испить от потока живой воды и увидеть Бога лицом к лицу. Спаси вас всех Господь!

340 П римечания 1 Некоторые любят Христа, а другие нет, потому что одни любят творить добро, а другие возлюбили зло. 2 В Священном Писании нет молитвы об удалении кон­ца мира. Более двух тысяч лет святые трудились, составляли молитвы, но никто из них «не додумался» молиться об удалении конца мира. Наоборот, святые говорили: «да приидет (прибли­зится) Царствие Твое!

» Такой подход является подходом Хри­ста и православного христианства. 3 У Православной Церкви нет своей точки зрения ни на один вопрос, она обходится мнением Господа Бога. 4 Поскольку человеку свойственно ошибаться, то необхо­димо наше личное понимание проверять Преданием Церкви, в том числе — святоотеческим наследием. Вообще же, толковать Священное Писание могут только специалисты, обладающие разносторонними знаниями, — экзегеты. Экзегетика (от греч.

έξηγητνκος — объясняющий) — специальная богословская дисци­плина, занимающаяся разъяснением смысла Священного Писа­ния (содержание текста и возможные варианты его толкова­ния). — Ред. 5 В древности Откровение Иоанна Богослова хотя и чита­лось в православных храмах, но являлось не частью уставно­го богослужения, а назидательным чтением.

В некоторых изда­ниях Типикона можно найти указание на чтение Откровения Иоанна Богослова за всенощным бдением, после благослове­ния хлебов, в период после Недели всех святых (глава 2). Но в наше время подобное чтение ушло из повседневной богослу­ 341   жебной практики. — Ред. 6 Какая цель у власти? Зачем Бог разрушил Советский Союз?

Иисус Христос именно в день Преображения Господня («авгу­стовский путч» 1991 года) его разрушил, чтобы освободить Цер­ковь. Христос все делает для Своих. Если угодно, у христиан особые льготы — только ради христиан и тех, кто войдет в Хри­стианскую Церковь в будущем существует мир. Так что самое страшное преступление, которое может разрушить мир, спо­собны совершить только сами христиане.