Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

Поэ­тому и апостол Иоанн говорит: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» Церковь должна жить в ожидании прихода Иисуса Христа. И христиане должны вырасти до той меры, когда они могли бы искренне сказать: «Ей, гряди, Господи Иисусе». Не фор­мально сказать, а настроить подобающим образом свое серд­це, из глубин которого и должно исходить это желание. Что­ 339   бы живая вода Святого Духа, изливающаяся от Престола Бога Отца, влекла нас всегда к Богу.

Чтобы небесное тяго­тение присутствовало в наших сердцах. Чтобы мы стреми­лись к небесной родине так же, как сейчас люди стремятся к земной. «Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь» (Откр. 22, 21). Пускай благодать Святого Духа, пода­ваемая через Господа Иисуса Христа, пребывает в нас с вами. А благой дар Господа Христа да ведет нас по нашему пути, дабы мы могли войти в Святой Город Иерусалим, обретя вечную жизнь, испить от потока живой воды и увидеть Бога лицом к лицу. Спаси вас всех Господь!

340 П римечания 1 Некоторые любят Христа, а другие нет, потому что одни любят творить добро, а другие возлюбили зло. 2 В Священном Писании нет молитвы об удалении кон­ца мира. Более двух тысяч лет святые трудились, составляли молитвы, но никто из них «не додумался» молиться об удалении конца мира. Наоборот, святые говорили: «да приидет (прибли­зится) Царствие Твое!

» Такой подход является подходом Хри­ста и православного христианства. 3 У Православной Церкви нет своей точки зрения ни на один вопрос, она обходится мнением Господа Бога. 4 Поскольку человеку свойственно ошибаться, то необхо­димо наше личное понимание проверять Преданием Церкви, в том числе — святоотеческим наследием. Вообще же, толковать Священное Писание могут только специалисты, обладающие разносторонними знаниями, — экзегеты. Экзегетика (от греч.

έξηγητνκος — объясняющий) — специальная богословская дисци­плина, занимающаяся разъяснением смысла Священного Писа­ния (содержание текста и возможные варианты его толкова­ния). — Ред. 5 В древности Откровение Иоанна Богослова хотя и чита­лось в православных храмах, но являлось не частью уставно­го богослужения, а назидательным чтением.

В некоторых изда­ниях Типикона можно найти указание на чтение Откровения Иоанна Богослова за всенощным бдением, после благослове­ния хлебов, в период после Недели всех святых (глава 2). Но в наше время подобное чтение ушло из повседневной богослу­ 341   жебной практики. — Ред. 6 Какая цель у власти? Зачем Бог разрушил Советский Союз?

Иисус Христос именно в день Преображения Господня («авгу­стовский путч» 1991 года) его разрушил, чтобы освободить Цер­ковь. Христос все делает для Своих. Если угодно, у христиан особые льготы — только ради христиан и тех, кто войдет в Хри­стианскую Церковь в будущем существует мир. Так что самое страшное преступление, которое может разрушить мир, спо­собны совершить только сами христиане.

Поэтому и сказано, что ради христиан существует вселенная и ради них Христос управляет всеми царями земли. Все, что происходит, проис­ходит ради очищения и спасения людей. Поэтому мы молим­ся за существующие власти — чтобы они действовали на поль­зу наших душ. 7 Митрополит Иларион (Алфеев) в книге «Во что верят пра­вославные христиане?» пишет: «Иерархическое священство существует в Церкви именно благодаря всеобщему царствен­ному священству всех христиан.

Священник, имеющий рукопо­ложение, но по каким-либо причинам отделившийся или отде­ленный от Церкви, оказавшийся вне ее организма, выпавший из царственного священства народа Божьего, теряет свои свя­щеннические права. Внутри Церкви иерархическое священ­ство неразрывно связано с народом Божьим — и одно не может существовать без другого: как община не может быть Церко­вью без священника, так и священник не может быть таковым без общины.

Священник не является единоличным совершите­лем таинств: все таинства совершаются им при участии народа, вместе с народом и с согласия народа. Чин Литургии наглядно показывает, что предстоятель священнодействует от лица наро­да и участие народа в служении не является пассивным. Каждый возглас священника запечатлевается словом „аминь", произно­симым народом, каждое благословение священника сопрово­ждается ответным благословением народа.

Священник и народ 342   равны: „Мир всем", — говорит священник; „И духови твоему", — отвечает народ; „Благодать со всеми вами ", — говорит священ­ник; „И со духом твоим", — отвечает народ. В древней Церкви рукоположение священника и епископа совершалось с согласия народа, причем, как правило, в эти степени возводились лица, избранные народом: в чине рукоположения до сих пор сохраня­ется возглас народа „аксиос" („достоин"), выражающий одобре­ние посвящаемому». — Ред.

8 На Литургии вы через посредника молитесь? Нет, дьякон говорит: «Миром Господу помолимся». Все отвечают: «Господи, помилуй». Вы сами обращаетесь к Богу Отцу. Священник гово­рит: «И сподоби нас, Владыко, со дерзновением, неосужден-но смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати» («И удостой нас, Владыка, дерзновенно и неосужденно сметь призывать Тебя, Небесного Бога Отца, и говорить»). Все под­хватывают: «Отче наш...».

То есть мы все вместе молимся Богу Отцу, потому что стали священниками Его, мы молимся перед Ним, а ведь это дерзость. В Китае было такое благоговение перед Богом Небесным, что считалось, будто только император имеет право к Нему обращаться. По представлению китайцев, Бог настолько велик и страшен, что только особо избранные один раз в году могут молиться Ему, а все остальные не имеют на это право.

А христиане стали Царством Бога, священниками Бога, которые могут приносить себя в жертву Ему, молиться Ему и получать от Него различные дары. Вот милость прошений: «Ему же подобает всякая слава, честь и держава во веки веков. Аминь». То есть Христу принадлежит вся слава, все могущество и вся власть, даже в те времена, которые наступят после конца мира.