Православие и современность. Электронная библиотека

Скитаясь по дебрям земли, добывая пропитание охотой примитивными способами, без должного оружия, они одичали, в них развилась звериная сила, и, конечно, с нашей точки зрения они представляются людьми низшего развития.

Потомки же других сыновей и дочерей Адама, которых, повидимому, родилось много за 900 лет жизни Адама и Евы, ибо до Потопа жизнь людей была очень продолжительной, они остались в доме отца своего как род избранный. О их жизни кратко повествует Боговидец Моисей, упоминая лишь имена, долголетие и некоторые подробности их жизни.

Коротко также упомянул Моисей, что первое общественное призывание имени Божьего было при Сифе и что он первый стал, таким образом, Священником Бога Вышнего, ибо личная молитва и жертвы приносились еще до его рождения Авелем и Каином и, надо полагать, самим Адамом.

Упомянул Моисей и об Энохе, который не умер, но был взят Господом, и только уже в христианские времена другой тайнозритель – апостол Иоанн Богослов в Апокалипсисе написал, что в конце мира явятся два пророка (Энох и Илия, которые не умерли, но живыми были взяты на небо), они придут на землю в царство антихриста и будут убиты им в Иерусалиме.

Заканчивается этот период первого человечества всемирным его завершителем и отцом нового, послепотопного человечества великим патриархом Ноем, который хотел посвятить свою жизнь Господу Богу, отказавшись от личной семейной жизни и до пятисотлетнего возраста пребывая в этом стремлении, но Промыслу Божию угодно было, чтобы именно он стал отцом всего нового человечества. Тогда он женился и имел трех сыновей (Сим, Хам, Иафет), от которых впоследствии произошли: царственные семитические народы древности, гениальный род иафетитов – индоевропейцев и хамитические племена других народов.

Великими были патриархи до Потопа, но особенно велик среди них Ной, беседы которого с Богом поведаны людям в книге Бытия. Остальные унесли свою тайну в могилу, и это запечатано до последнего Страшного Суда над человечеством. Когда раскроются все книги совести и обнажатся все тайны человечества, тогда праведники узрят первых людей, их жизнь и красоту многих из них перед Богом.

Можно только несомненно констатировать, что в те далекие времена, как свидетельствует Моисей, люди жили такими же чувствами и интересами, как и в наши дни: также женились и пировали, также были беспечны, насмешливы, маловерны, также алчно стремились к богатству, в суете и погоне за призрачным счастьем проводили свою жизнь. Ели, пили, веселились, пока не пришел Потоп и не истребил всех. "Так будет и в пришествие Сына Человеческого", – засвидетельствовал об этом страшном Потопе Сам Господь Иисус Христос (Матф. 24, 38-39).

Всемирный Потоп. Почему его можно назвать "всечеловеческим"?

Потоп был всечеловеческий, а не всетерриториальный. Ни Африка, за исключением ее северной части, ни юго-западная Азия, ни Австралия и Америка не были покрыты волнами Потопа. Там люди и не жили до Потопа, т.е., до Неолита. "Не были заселены палеолитическими людьми также Америка и Австралия", – пишет далее осторожный археолог Борисковский в своем труде "Древнейшее прошлое человечества", Москва, 1957 г. Когда европейцы открывали новые земли, когда впервые проникли в Индию и Китай, они поражались тому, что везде имеется народное предание о Всемирном Потопе, во время которого погибло все человечество, а спасся только один праведный человек и три его сына. Причем, у разных народов в Азии, в Америке, в Австралии, даже на островах по-разному называли Ноя и его сыновей.

Чем это можно объяснить, как не единственным фактом, что расселившееся по всему свету человечество унесло с собой воспоминание о Потопе, бывшем при их общих предках? Невозможно предположить, чтобы все человечество знало о местном наводнении в Месопотамии, как пытаются некоторые объяснить Потоп.

Еще более невероятно распространенное мнение, что во время Потопа погибли все живые организмы. И опять всплывают картины, воспринятые по детским учебникам, что Потоп объял всю землю, и никто не спасся, кроме Ноя с семьей и тех животных, которых он взял в Ковчег. С юношеских лет возникают сначала сомнения, а потом и твердая уверенность, что так не могло быть. И совершенно правильно, потому что так не было.

Всемирный Потоп означает гибель всего человечества целиком и всех живых тварей – в местах их обитания, а не по всему земному шару. Как уже было описано в первой части этого труда, территория Европы, Северной Америки и Западной Азии, – районы расселения человечества того времени, не раз становились дном океана и морей. Но на этот раз погружение произошло гораздо ниже уровня океана, что конечно, было не случайно – природа повиновалась воле своего Творца.

Изучая трансгрессию морей и океанов различных геологических периодов, можно заметить известную региональность поднятий и погружений литосферы, и Потоп есть своего рода геологическое чудо, выходящее из обычных рамок, но разве воскресение четверодневного Лазаря или утишение бури на море, или мгновенно высохшая смоковница и насыщение пяти тысяч человек пятью хлебами не есть ли также невероятные чудеса? Если верить в Евангельские чудеса, а не верить в них христианин не может, потому что тогда и вера наша тщетна, то еще легче поверить в меньшее – геологическое – чудо, тем более, что сохранилось множество следов Потопа: