St. Luke of Crimea

Нищий духом, смиренный, признает себя перед Богом таким же нищим, ничего доброго не имеющим. Он сознает, что без Божией благодати не может сказать ни одного доброго слова, не может сделать ни одного доброго дела. Все, что он имеет, он признает даром Божиим, а не своей собственностью, и потому охотно и легко раздает своим еще более бедным братьям. Сознавая свою немощь смиренный человек перед началом всякого дела осеняет себя крестным знамением и просит у Бога помощи и милосердия. Он сознает себя грешнее всех, ни перед кем не превозносится, никого не осуждает, ибо если он грешнее всех, то кого ему осуждать?

Так были настроены все святые,– они считали себя грешнее всех. Многим это кажется странным, даже невозможным. Как это объяснить? Дело в том, что духовный взор святых, обращенный в собственное сердце, был крайне обостренным; они видели то, чего не видим в себе мы, грешные люди.

Если через окно упадет в комнату яркий солнечный луч, то вы увидите в свете этого луча бесконечное множество носящихся в воздухе пылинок. Почему стало видно эту нечистоту воздуха? Только потому, что ее озарил солнечный свет. А пока света не было, вы этой пыли не видели. Так и святые. Когда в их сердце водворяется все большая и большая чистота, когда их сердце озаряется ярким светом Христовым, тогда они видят все мельчайшие пылинки своей души, все мельчайшие грехи свои. Видя их безмерное множество, они ужасаются и искренне, от всего сердца, считают себя тяжкими грешниками.

Нищие не имеют крова, они ночуют там, где примут их. Человек смиренный, нищий духом, не имеет иного крова, кроме крова крыл Божиих. Только под этот кров стремится он всегда.

Вокруг нас немало людей высокомерных, превозносящихся, спесивых, высоко держащих голову. Это бывает только там, где нет истинного достоинства, ибо высоко поднятой головой, надменным обращением с ближними эти люди стараются только замаскировать подлинную нечистоту, подлинное ничтожество своей души. Это только маскировка. А люди, обладающие истинным нравственным достоинством, никогда не превозносятся, никогда не ведут себя высокомерно и спесиво.

Когда на яблоне много плодов, то ветви ее низко пригибаются к земле, и чем больше плодов, тем ниже опускаются ветви. Есть даже некоторые плодовые деревья, обладающие удивительным свойством: их ветви обычно направлены вверх, и пока они так направлены, деревья остаются бесплодными. Ветви начинают приносить плоды только тогда, когда садовник привесит к ним груз и пригнет их.

Так бывает и с людьми. Нередко мы начинаем приносить плоды добра и любви лишь тогда, когда великий Попечитель о всем роде человеческом, великий Садовник наших сердец уничижит нас, посрамит и этим посрамлением насильно пригнет нашу гордыню, нашу гордую выю к земле.

В горных долинах, всегда орошаемых влагой, стекающей с гор, все благоухает и цветет, приносит обильные плоды. А высокие горные вершины, покрытые вечным снегом и льдом, безжизненны; они служат для нас образом гордых, высоко превозносящихся, людей, ибо эти люди так же бесплодны и безжизненны в духовном смысле, как эти огромные каменные горы.

И пока человек не смирится, до тех пор уста его не откроются для того, чтобы сказать удивительные слова, которые говорили великие праведники. Праотец наш Авраам говорил перед Богом: Я прах и пепел (Быт. 18:27), а святой пророк Давид говорил: Я червь, а не человек (Пс. 21:7). Тот, кто дойдет до такого душевного состояния, кто искренне может так сказать, тот будет велик перед Богом.

Много есть людей, превозносящихся своими знаниями, силой своего ума, гордо надеющихся все познать и все тайны мира открыть, людей, отвергающих всякую помощь свыше. А царь Давид со слезами пел: Господи, не надмевалось сердце мое, и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое (Пс. 130:1). Таково должно быть наше настроение и смирение наших сердец.

Святой Предтеча Господень Иоанн вышел на проповедь, чтобы уравнять путь пришедшему на землю Господу, для того чтобы всякий холм и гора понизились (см. Ис. 40:3–4). И ко Второму пришествию Господа мы тоже должны готовиться, готовиться именно так, как проповедовал св. Иоанн Предтеча, – нужно, чтобы все, превозносящиеся подобно безжизненным горам или высоким холмам в роде человеческом понизились, чтобы кривизны наших путей выпрямились, вся нечистота их исправилась, нужно уготовать широкий и гладкий путь грядущему во второй раз Христу.

Только тот, кто будет это помнить и сумеет в земной жизни смирить свое сердце, склонить гордую выю перед Богом, потом, когда услышит глас трубы Архангела, с великой радостью и дерзновением поднимет вверх низко опущенную голову и встретит Спасителя мира с безмерной радостью. Аминь.

9 декабря 1945 года