St. Luke of Crimea

Всем нам, христианам, надо усвоить должное отношение к богатству, заповеданное Господом. Даже апостолы, те, кто ближе всех людей был к Богу, услышав Его слова, ужаснулись и спросили в изумлении: Кто же может спастись, если и богатым это невозможно (см. Мк. 10:26)? Почему они так удивились? Они были евреи, а евреи тогда считали, что богатство – это Божие благословение. В израильском народе на богатых смотрели с великим почтением и думали, что если человек получил благословение от Бога богатством, значит он близок к Нему. Но Господь ответил: Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в царствие Божие (Мк. 10:25).

Так же отрицательно говорит о богатых и апостол Иаков: Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками царствия, которое Он обещал любящим Его? А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды? Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь (Иак. 2:5–7)? О пресыщении богатством еще более ясно сказал Иисус Христос в Нагорной проповеди: Горе вам, богатые! Ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! Ибо взалчете (Лк. 6:24–25). Взалчут и будут страдать неизбывным голодом, потому что богатство – это страшное бремя, огромный груз, который тянет книзу, не позволяя поднять глаза к небу. Ибо разве не знаете, что богатый – раб своих сокровищ, а где сокровище ваше, там и сердце ваше будет (Лк. 12:34). И сердца богачей заперты в сундуках с деньгами, вместе с молью.

Для того, чтобы войти в царство небесное, надо всем сердцем непрестанно стремиться к вечной правде Божией, надо быть служителем добра. А может ли стремиться к небу тот, кто привязан своим богатством к земле, тот, кто служит не духу, но плоти, живя для своего наслаждения и спокойствия? Когда все желания направлены к услаждению плоти, к удовольствиям, тогда нет места высшим духовным исканиям истины и добра, ибо богатство почти всегда приобретается неправдой.

На огромных капиталах американских миллиардеров, накопленных во время войны, на этом неправедном богатстве, лежит печать диавола, ибо они ненасытны, и чем больше получают прибыли, тем более жаждут приобрести. Они жаждут получить власть над всем миром – экономическую и неразрывно связанную с ней политическую. Они затевают новые войны против тех, кто не желает находиться под их властью.

Где же тут, скажите, милосердие, любовь, жалость и сострадание? А если сердце богатых полно тем, что противно любви, значит, нет им места в царстве Божием.

Нищета заповедана всем монахам: постригаясь в монахи, люди дают обет нестяжания. Подлинный монах должен довольствоваться монастырской пищей и одеждой, которую получает от монастыря, и больше не стремиться ни к чему земному.

Бывают и в миру милосердные люди, тратящие богатство на помощь бедным. Например, святой Павлин Милостивый†, прозванный так потому, что милость: его была безгранична, все отдавал больным и несчастным. В своем неудержимом стремлении всем помочь святитель дошел до удивительных поступков.

В его время – в начале V века – дикие вандалы напали на страну, где он был епископом, разорили ее и увели в плен много несчастных людей. Все свои средства свт. Павлин Милостивый стал употреблять на выкуп пленных. Узнали о том в народе, и к святому стали приходить родственники плененных, и он выкупал их. Однажды пришла женщина, у которой увели единственного сына, и со слезами просила спасти его. Но святитель не мог выкупить юношу, поскольку к тому времени у него уже ничего не осталось.

Тогда он задумывает изумительное дело и говорит скорбящей матери: «Хорошо, я сам пойду к вандалам, пусть меня возьмут в плен вместо твоего сына». И сделал так, как сказал. Попав в рабы к варварскому князю, святой усердно исполнял самые тяжкие работы. Князь же с удивлением присматривался к его смиренному трудолюбию, кротости и молчаливости. Долго ничего не мог узнать князь, и, наконец, решился прямо спросить. Узнав, что у него в рабах епископ, он ужаснулся и предложил святому Павлину свободу, хотел одарить его золотом. Однако святитель отказался и попросил одного: «Освободи всех моих пленных соотечественников». Князь вандалов был так поражен величием души христианского епископа, что отдал приказ освободить всех пленных, взятых из его страны.

Другой пример – святого Антония Великого** – показывает, как христианам надо использовать богатство. Антоний в двадцатилетнем возрасте потерял родителей, от которых ему осталось огромное наследство. Услышав однажды, во время Литургии, евангельские слова: Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим (Мф. 19:21), он тотчас же все раздал и ушел в египетскую пустыню, ничего не взяв с собой. От Бога же получил такое духовное сокровище, с которым не могло сравниться золото всего мира, за что и назвали его Великим.

Только так нужно относится к богатству. Если же мы не богаты, не нужно желать разбогатеть, но постараться покорить свою плоть духу, так утончить ее, чтобы она стала подобна нити и легко прошла через узкие врата в царство Божие. Аминь,

11 февраля 1945 года

Кто избавит нас от тела смерти?