Therefore, when reading the term "theologoumena" in the title of this treatise, one should not faint, formalistically and literally translating the Greek term "theology" as "theology", but one should understand this subject historically. Historically, ancient theology was simply a teaching about the ultimate generalizations of the cosmos and everything cosmic. Therefore, the title "Theologumena of Arithmetic", which is terrible for many, if we treat this subject strictly philologically and strictly historically and philosophically, should be translated as follows: arrhythmology as a study of extremely generalized cosmic structures. It goes without saying that our proposal to understand the title of the treatise in this way, and not otherwise, is dictated by the desire to formulate its rational kernel. This latter acquires its concrete historical form only in connection with all the other content of the treatise, which is least amenable to rational understanding. Historically, all this rational and all this irrational (we have also talked enough about the latter) must still be able to unite.
Sixthly, the philosophical terminology used in the treatise against the background of very contradictory and confused characteristics is in any case distinguished by great historical and philosophical accuracy, and there is absolutely no arbitrary confusion in it. Such, for example, are the terms "potency" and "energy." Both of them are by no means used in some philistine and disorderly sense. They testify that we are not talking here about any other, but purely semantic becoming. Since the time of Aristotle, this understanding of these two terms has remained in ancient philosophy forever. Such are the terms "logos" and "eidos". These terms are so specific to the whole of ancient philosophy that we did not even dare to translate them into any modern language. Both of these terms also belong to a purely semantic area, and the first indicates more to the semantic method, and the second to the semantic picture and the visual result of the logical method. Such are the terms "paradigm", "demiurge" or "mind". In general, these are purely Platonic terms with their very meticulous development in subsequent antiquity. Finally, the terms "cosmos" or "harmony" are of the same kind. In all ancient philosophy, these terms are necessarily understood materially and corporeally, with an ideal treatment of everything material and corporeal, reaching sculptural clarity and distinctness. In this respect, the treatise we are analysing is absolutely typical.
Отдельно стоит сказать о стоическом термине "семя", или "семенной", и тоже о стоическом понимании первоогня как "художественного". Подобного рода стоицизм нисколько не противоречит основной пифагорейско-платонической традиции трактата.
Наконец, в трактате заметно использование тоже достаточно древнего геометрического понимания элементов. Огонь, например, понимается как пирамида. Все это трактуется вполне в рамках исходной пифагорейско-платонической традиции.
В-седьмых, вопрос, который не может не ставиться в нашем труде, именно вопрос историко-эстетический, если принять во внимание предложенный у нас выше анализ, решается и просто и легко. Кто же будет отрицать, что в античной философии структурные проблемы представлены ярче всего? А вот в данном трактате как раз они-то и ставятся в первую очередь. Или кто может отрицать постоянную склонность античной мысли идти от хаоса к космосу и отчетливо формулировать все подобные этапы этого перехода? А вот это как раз и есть проблематика данного трактата. Также невозможно отрицать огромное значение в античной эстетике таких проблем, как единичность, свертывание и развертывание действительности, ноуменальное осмысление и душевная самодвижность космоса. Все это не только типичная античная философия, но и типичная эстетика античности. Если твердо стоять на той позиции, что эстетика есть учение о выразительных формах, то какую же еще более значительную выразительность можно находить в античной мысли, если не в ее космологизме, то есть если не в ее идеально-гармонически сформированном космосе? Трактат "Теологумены арифметики" есть целиком трактат из истории античной эстетики, конечно, если эту эстетику понимать не как-нибудь вообще, а только так, как ее понимала сама античность.
Наконец, в-восьмых, правомерно поставить также и вопрос о новаторстве философского учения трактата. Было ли здесь что-нибудь новое в сравнении с многовековой пифагорейско-платонической традицией? Что автор везде следует этой традиции - с этим трудно спорить. Однако в двух отношениях трактат, несомненно, отличается некоторой новизной.
Прежде всего аритмология поставлена здесь в подчиненное положение к философии. Здесь очень трудно указать, где кончается аритмология и где начинается вообще диалектика бытия и всей действительности. Это, например, не так заметно хотя бы у Филолая, о котором в трактате имеется один небольшой пассаж (74, 10-15). В трактате имеется также большой экскурс о Спевсиппе (82, 10-85, 23). В этом экскурсе, в котором, кстати сказать, Спевсипп объединяется с Филолаем, тоже не заметно сколько-нибудь яркого синтеза аритмологии и платонизма. Так, у Спевсиппа, как он изложен в нашем трактате, выдвигается на первый план мало разработанное и не очень понятное учение о совершенстве декады. Для нашего же трактата нет никаких сомнений в тождестве пифагорейства и платонизма.
Но с этим связано еще и другое. Дело в том, что неоплатонизм чем дальше, тем больше становился учением о теургии. Еще у Плотина в его специальном трактате о числах (VI 6) покамест нет ни слуха ни духа о какой-нибудь теургии или магии. С усилением теургического элемента можно было бы очень легко отойти от всякой аритмологии, которая была основана у древних как раз на стремлении все на свете расчленять и расчлененное целесообразно объединять, то есть на стремлении ни в каком смысле не теургическом. То, что в школе Ямвлиха появился специальный и весьма сильный по своей философской насыщенности аритмологический трактат - это обстоятельство чрезвычайно важно. Значит, греки даже в период самой максимальной близости к магическим операциям никогда не забывали о чеканной ясности ноуменальных основ своей философии. В этом смысле трактат "Теологумены арифметики" является для историка античной мысли не только большой новостью, но и социально-заостренной новостью. Так нужно думать в противоположность тем,., кто понимает свой предмет как эволюцию только абстрактных идей.
3. Заключение
В заключение заметим, что, поскольку наше структурологическое понимание трактата является хронологически первым, то ему должны быть свойственны все преимущества и все недостатки хронологической новизны. Несомненно, не только возможны, но и должны быть осуществлены еще и другие интерпретации трактата. Наше структурологическое предложение является только первой и, конечно, весьма приблизительной попыткой.
§6. Историко-литературная справка