Православная антропология

"Поскольку подробный перечень благ велик... то Слово [Писания], все соединив, обозначило собирательным именованием, сказав, что человек создан по образу Божию... одно из всех [этих благ есть] и то, чтобы свободным быть от [внешнего] принуждения и никакой природной силой не связанным, но иметь самовластное, сообразно [собственному] суждению, решение" [51] (Святитель Григорий Нисский)

"Узнали вы, что есть "по образу", ибо это не достоинство природы, но схожесть власти, и что [Бог] не о внешнем облике сказал "образ", но [употребил] слово это о начальствовании, почему и добавил: "И да обладают рыбами морскими" и прочее" [52] (Святитель Иоанн Златоуст)

"Ясно, что "по образу" есть разумное и самовладычественное, а "по подобию" - посильное уподобление [Божественному] совершенству" [53] (Преподобный Иоанн Дамаскин)

Эта черта образа Божия очень важна для понимания становления личности и сути многих межличностных отношений. Самовластие, лежащее в глубине души, как онтологическая черта личности не может не проявлять себя в жизни. Прежде всего она проявляет себя в самоутверждении, через которое происходит становление личности человека. В положительном смысле самоутверждение есть опробование, ощупывание, обозначение (для себя и для других) и осмысление границ своей власти или свободы, своего выбора. И совершается это на всех уровнях личного становления и во всех возрастах. Ребенок в возрасте трех лет ищет свободы поступка, пусть даже себе во вред; подросток желает сам принимать решения, отвергая опыт старшего; зрелый человек все время ищет своего пути, не желая идти "как все". Все это этапы непрерывного личного самоутверждения, которое есть осуществление "владычественности".

Напротив, в отрицательном смысле самоутверждение есть разрушение вокруг себя всего того, что ассоциируется с личной несвободой. Ребенок или подросток борется с родителями или учителями, если те не находят рамок минимальной и необходимой свободы; взрослый человек, связанный межличностными узами несвободы, агрессивно настроен против всех, кто окружает его. Такое самоутверждение, разрушающее личность, только свидетельствует о подавленном самовластии.

class="postLine">И, конечно, святые отцы видели власть человека над самим собой, над своими страстями и пороками. В том числе над одной из самых тяжких страстей - "жаждой власти", или любоначалием. Эта страсть приводит человечество к войнам, супругов к разладам, друзей к вражде. Но как и всякая страсть, любоначалие есть искаженная черта или свойство души; в данном случае божественная черта личности - самовластие, доведенная до патологии.

8.3.8. Муж и жена в образе Божием

О равенстве или неравенстве мужчины и женщины мы еще будем говорить, но вот мнение одного из столпов православия времен Второго Вселенского Собора и учителя Златоуста:"...Не подобало лишь мужчине именоваться образом [Божьим], но и женщине. Ибо у женщины и у мужчины один образ и начертание и подобие одно" [54] (Святитель Иоанн Златоуст)В противоположность Златоусту говорил его учитель Диодор Тарсийский, видный проповедник, богослов и защитник православия в арианской Антиохии своего времени."Всякий раз, когда Павел говорит, что муж - образ Божий, то не [добавляет, что] и жена - также [образ Божий], если только человек, согласно определению души, [и вправду] образ Божий. Но он утверждает: "муж... образ... и слава Бога, не должен покрывать главу; а жена - слава мужа. Значит, если тот, кто не должен покрывать главу, - образ Бога, ясно, что покрывающая [главу] не есть по душе своей образ Божий. Итак, почему же человек - образ Божий? По способности к господству" [55] (Епископ Диодор Тарсийский)Это мнение стоит особняком от общего православного убеждения, и хотя о неравенстве говорили многие, мнения об отсутствии в "жене" образа Божия более не встречается [56].8.4. Образ и подобиеКак мы уже говорили, библейская антропология, кроме посланий апостола Павла, мало говорит об образе Божием, тем более о подобии Божием в человеке, и только один раз (Иак.3:9) мы встречаем это понятие (за исключением тех мест книг Бытия, где говорится о творении человека).