Преподобный Макарий Великий, Египетский-Собрание рукописей типа 3-ПОУЧЕНИЯ-Оглавление-Поучение 1. Каково устроение

Преподобный Макарий Великий, Египетский

Собрание рукописей типа 3

ПОУЧЕНИЯ

Оглавление Поучение 1. Каково устроение христианства 1 Поучение 2. О воскресении мертвых; о том, что каково приобретение души здесь на земле, тьма или свет благодати, то въяве обнимет ее при воскресении 2 Поучение 3. О распятии Господнем и о терпении 4 Поучение 4. О небесном состоянии христиан 5 Поучение 5 6 Поучение 6. О том, что здешнее подвержено гибели, будущее же нерасторжимо 7 Поучение 7. О том, что надо христианину умереть для лукавых дел мира 9 Поучение 8. Кто есть совершенный христианин 12 Поучение 9. Об испытаниях, терпении и о душевном покаянии 14 Поучение 10. О том, что надо отвращать от сердца страсти. 17 Поучение 11. 18 Поучение 12 19 Поучение 13. О том, что по своей воле каждый прилепляется или к добру, или к злу. 20 Поучение 14. 21 Поучение 15. О том, что Господь, приходя в души, размягчает их окаменелость. 22 Поучение 16. О том, как душа, понемногу воспитуемая благодатью, достигает совершенства. 23 Поучение 17. Об испытаниях. 27 Поучение 18. О Божией непостижимости и о душе. 35 Поучение 19. 29 Поучение 20. О вере в Бога и любви. 37 Поучение 21. О том, как надо удаляться дурного обычая. 39 Поучение 22. О божественной непостижимости. 40 Поучение 23. 41 Поучение 24 45 Поучение 25. О том, что надо бежать зла, избавиться от тьмы и соединиться с Духом. 46 Поучение 26. О том, что искомое христианами ни с чем в этом мире не сравнимо. 49 Поучение 27 53 Поучение 28 56 Послание к чадам своим 59 Поучение 1. Каково устроение христианства 1. ВОПРОС. Почему Павел говорит: «Язычники, не имеющие закона, ...сами себе закон» (Рим. 2, 14)? Если они не имели (естественного) закона, то как стали законом для самих себя? ОТВЕТ. Изречение это требует разбора: внутренний человек (наш) помрачился (грехом) и не помрачился, ослеп и частично остался с отверстыми очами, он — мертв и живет в'' естестве. Никто не может войти в жизнь (вечную) (Мф. 18, 8; 19, 17) помимо многих испытаний, искусов и поношений. Таким образом, храмина наша должна войти в Царство (Небесное) (Мф. 19, 24), лишь подвергнувшись искусу, — никто из неискусных не входит туда. Вот, например, твердая глина: горшечник кладет ее в огонь, затем вынимает, обстукивает молотком и снова кладет в огонь до тех пор, пока она не станет мягкой и из нее можно будет сделать ценный сосуд, годный для услужения владыке. Или воск: на холодном воздухе он тверд, но положенный в огонь начинает мягчать и быть податливым — тогда и принимает он отпечатление и совершенный образ печати. Так и сама душа нуждается в обильном воспитании — много раз ее (следует) вносить в огонь и подвергать испытаниям, чтобы на ней мог отпечатлеться совершенный образ Христа и печать небесная. И горшечник (не раз) ввергает сосуды глиняные (2 Тим. 2, 20) в огонь и воду — там одни из них становятся пригодными для употребления, а другие расторгаются и разрушаются. Так и вступающих в испытания и искусы брани (ждет) одно из двух: либо они побеждают, либо падают и гибнут, удаляются от Бога и становятся чуждыми (вечной) жизни. Выдерживающие же испытания и скорби падают и вновь восстают, остаются до конца несгибаемыми и непобедимыми и получают венки победителей. Такова искусная душа: она падает и восстает, созидает (храм свой), одолевается (бесами), и так до тех пор, пока не получает награды своей.