Преподобный Макарий Великий, Египетский-Собрание рукописей типа 3-ПОУЧЕНИЯ-Оглавление-Поучение 1. Каково устроение

ОТВЕТ. (Уподобление земной жизни) кажется мне неподобающим и неразумным, ибо мы знаем, что вся красота и благоустроенность творения уничтожается и расторгается, а земля уже не приносит плодов для насыщения тела и преходит небо со всем миром его. Откуда будет доставляться пища людям и из чего будут изготовляться одеяния для них во время Суда Господня, когда (уже сейчас) расторгаются зримые (вещи)? Разве не ясно, что будущее дается (нам) как нечто иное и превышающее эти зримые (вещи)? Впрочем, (и там) нужно быть облаченными (в одежды) и насыщаться. Если израильтянам была дана в пустыне манна, необычная и чуждая естеству, — поскольку написано: «Хлеб ангельский яде человек» (Пс. 77, 25), — то тем более Бог даст в будущем веке людям пищу и покровы, непривычные для естества их. Отсюда те, которые принимают «залог Духа в сердца» (2 Кор. 1, 22) свои и небесное сокровище; те, которые (уже) ныне носят одеяния славные и небесные; те, которые сеют в землю сердца (своего) семя небесное и духовное, — они, несомненно, и (в здешней жизни) вкушают от славы тела. Ибо ныне сокрытая и обитающая в душе красота Божия проявится при Воскресении, покроет (собой) и прославит внешнее тело вечным Светом. Необходимо, чтобы ум, (проявивший себя) здесь досточтимым, услышал благую весть и ему был явлен Дух Божий, а вслед за этим будет сопрославлено (с ним) и тело. Ведь Бог, уже в нынешней жизни покрывая славой душу и делая ее (готовой) к тому, чтобы быть поглощенной огнем Его в чаемое время, покрывает (славой) и тело; Он явит это тело «сообразным славному телу Его» (Флп. 3, 21), даруя ему там, наконец, покой, яства и одеяния небесные и нетленную ангельскую деятельность.

2. (Обращаясь) к зримым вещам, (можно сказать), что свое дело у ночи и свое у дня. Лукавы ночные деяния: ночью совершают злодеи беззакония, ибо под покровом тьмы они безбоязненно строят свои козни, воруют, блудят и прелюбодействуют, никем не изобличаемые. Дневные же деяния светлы и суть дела праведные и благочестивые, ибо все, совершаемое при свете, «есть свет» (Еф. 5, 13) и делается пред Богом. Поэтому свершающие ныне многое беззаконие утаиваются (здесь), словно в ночи, но потом «все же обнаруживаемое делается явным от света» (Еф. 5, 13). Ведь ныне собирающие урожай лукавого в сердца свои и сочетающие ум свой с постыдными делами его спешат скрыть и утаить лукавые деяния свои, но не могут ускользнуть от (ока) Божиего, «ибо все обнажено и открыто» для Бога и «Ему дадим отчет» (Евр. 4, 13). Мрак, ныне покрывающий душу и сердце, в тот (Судный) день омрачит и покроет также тело, поскольку оно поглотится темным лоном лукавого; а добрые дела праведных «воссияют, как солнце» (Мф. 13, 43), ибо ничто не сможет сокрыть их. Как плодоносные деревья, зачав внутри себя плоды соответственно течению времени, уже не могут в надлежащую пору скрывать заключаемое в них и, благодаря некой влекущей и жизненной силе, производят плоды, (годные) для насыщения; как посаженное семя прежде в незримом чреве земли пускает корни, зачинает и, возросши таким образом, пробивается наружу и является на поверхности земли, возрастает, поднимается стеблем, созревает полным колосом и производит (вновь) семя; и каким образом молодой побег виноградной лозы, приводимый в движение сначала внутри (нее), зачинает, являет зачатый плод и дает вино в (надлежащую) пору, — так и христиане, ныне посеянные и ныне взращиваемые в небесном винограднике, пустившие сладчайшие корни в землю сердца, не смогут сокрыть (своих) плодов, но зачатое внутри них в день Воскресения озарит и тело, возрадует и возвеселит его. И дела грешников (также) становятся явными. Подобно тому, как целомудренная дева, впавшая в блуд, зачавшая и старающаяся сокрыть это, не может утаить зловонной распущенности (своей), ибо растущий в чреве ее зародыш, достигнув совершенства утробного возрастания, рождается на свет, изобличая беззаконие роженицы, так и зачинающие в сердце своем грех, которым предстоит родить чад беззакония, не могут избежать в тот (Судный) день ужасного и неописуемого огня, ибо души и тела их обречены на осуждение.

3. Поэтому предметом (наших) стремлений (должно быть) следующее: в краткое время сие должны мы ревностно добиваться того, чтобы быть достойными принять в сердца свои и собрать в них Святой Дух Божий и чтобы через Него и тела наши в тот день облачились бы в славу и покой; дабы восстановил Он их в веке новом и нетленном, сотворив для них «новое небо и новую землю» (Откр. 21, 1) и новые светила, и даровал им (их) собственный образ и все «обетованное наследие» (Евр. 9, 15). Удостоившиеся этого суть «драгоценные камни» (1 Кор. 3, 12) и отборные жемчужины пред лицом Божества, ибо неподдельные камни называются драгоценными, а также «орлами» (Мф. 24, 28) и «голубями» (Мф. 10, 16). А Зодчий-Христос разрушает мрачные строения лукавых помышлений, о которых говорится: «Ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия» (2 Кор. 10, 4-5), — ибо они с ревом вторгаются в наши сердца, словно в пустыню. Разрушив же их, (Господь) полагает в основание Свой камень и, прикатывая другие камни (я имею в виду помыслы естества), возводит здание (Свое) вплоть до высот небесных, соединяя (его) с Телом Христовым и сочетая со строением святых апостолов. Из двух сущностей составляется Божие здание: сначала Господь возводит внутреннего нашего человека в строение Тела Своего, Ангелов, святых и совершенных духов, а затем Он снисходит долу, к земным вещам, укрывается во (временной) скинии, сколоченной здесь для Него, выбирая то место, где Он и бывает.

4. Как чувственные очи видят зримое солнце, так и очами души должно зреть умный Свет «Солнца Правды» (Мал. 4, 2). Как ласточки зимней порой укрываются, не в силах перенести злых ветров и суровой стужи, а весной, когда мягкий и спокойный воздух своим теплом согревает всю землю, они возвращаются, влетают в собственные обиталища, в дома людей, безбоязненно поселяются в них, вьют здесь гнезда, выводят птенцов и наполняют их щебетом своих естественных голосов, — так и Господь, приходя в дома сердец наших, наслаждается покоем и живет там, а когда приходят бури, свирепая зима и тьма, то там светятся лучи Его сладчайшего Солнца, наполняя все, и тогда глубокий мир вселяется в это жилище. Итак, весной, когда тепло солнца приближается к земле и дольше задерживается на ней, земля расцветает и пробуждается вместе со всеми плодами и растениями. Виноградники, дубовые рощи и нивы покрываются свежей зеленью листьев и яркими цветами. Плодоносят и бессловесные животные, они производят на свет из чрева своего детенышей, так рождаются ягнята и появляются чада у прочих тварей с беззлобными и бесхитростными сердцами. И все, что незадолго до этого пребывало в печали и унынии, было неподвижным и бесплодным, преображается и приходит в движение, плодоносит и питается. Ибо земля освобождается от сковывающего ее холода, светится разнообразными растениями и травами; пустынные горы облачаются в свежую зелень, теряя свою дикость, все источники наполняются притоком (новой) воды, изливая сладостную и прозрачную влагу; всякий род птиц и четвероногих животных радостно и с восторгом преображается в эту приятную и благостную пору и, щедро насыщаемый, ликует.

5. Все это суть отображения духовных и мысленных вещей. Ибо бесплоден ум, связанный и скованный ужасным мраком и суровыми ветрами, и сильны помыслы, попавшие в рабство скорби; многие мысли, чуждые естеству, входят в такой ум, и каждая мысль его зла, будучи от сатаны. Но «во время посещения» (Иер. 10, 15) Святого Духа происходит преображение и превращение — ум начинает порождать и плодоносить из земли сердца духовные плоды, а колючие растения, ограды и лукавые бесы расторгаются силой Святого Духа. И само сердце начинает пробуждаться, зачинать небесное семя и возделываться истинным Земледельцем. Многий покой и мир (воцаряются) там, и блаженны те, которые призреваются и возделываются Святым Духом. Как голуби кружатся около окон и находят (там) себе гнездо, так и праведные кружатся около славы Тела Христова для обретения упокоения — ибо «где будет труп, там соберутся орлы» (Мф. 24, 28). Господу слава!

Поучение 3. О распятии Господнем и о терпении

1. Древо безоружное, Крест без железа и тело мертвое победили и умертвили диавола и ангелов его (Мф. 25, 41), ибо собственным оружием Сильнейший (Лк. 11, 21-22), победив сильного воина, предал смерти его. И ныне (Господь) приходит ко всякой душе, истинно взыскующей Его, и, приближаясь к ней, сокрушает и уничтожает силу тьмы, сковывающую и стерегущую душу. Душа должна иметь такое влечение и любовь к обрученному с ней Жениху-Христу, какое (побуждает) жену целомудренную и любящую мужа, когда она видит мужа своего многажды (брошенным) в темницу, (закованным) в кандалы или (подверженным) иному наказанию, сострадать ему: она, по причине своей любви (к мужу), кажется находящейся вместе с ним в узах и душа ее претерпевает даже большие мучения, чем сам узник. И каким образом Мария, стоящая рядом с распятым Господом (Ин. 19, 25), рыдала и обливалась слезами, уязвляемая тоской любви, и (сама) казалась сораспинаемой (с Господом), таким же образом и душа, любящая Господа, приявшая в себя ревностный пыл любовного восторга и поспешающая поистине сочетаться со своим Женихом-Христом, должна сострадать страстям Его, всегда помня и имея пред очами язвы Его, полученные из-за нее; (она должна видеть), сколь многое претерпел ради нее Бесстрастный и как был наказан из-за нее Тот, Кто превыше всякого наказания; как бывший образом Божиим принял образ раба (Флп. 2, 6-7), — должна душа сопретерпевать (с Господом) во всем и быть заключенной в узы вместе с Ним, ибо подобным образом она и прославится вместе с Ним (Рим. 8, 17). И как некогда силой Божией был отвален камень от гроба (Мф. 28, 2) и Мария увидела Господа (Ин. 20, 14), так и (ныне) силой и посещением Святого Духа камень, наложенный надушу, покрывало (2 Кор. 3, 15-16) греха, отваливается и устраняется средостение, душа удостаивается видеть лицо Христово и обрести покой в Духе Его, избавившись и освободившись от наложенного (на нее) камня греха. Ибо всякая душа, любящая Господа, угнетается бесами, ведущими брань с нею и не позволяющими ей приступить к животворящему Христу. Это происходит с согласия и позволения Бога; ведь Он испытывает душу: подлинно ли она любит Владыку, остается ли твердой в (своем) намерении, несмотря на (все) тягостные труды; не откажется ли когда-нибудь, испугавшись, и не попросит ли освободить ее от тяжкого пути; не побежит ли с (поля) брани против «духов злобы» (Еф. 6, 12); пребывает ли она незыблемой, многие годы испытываемая злыми искушениями и доверчиво отдающая себя, покинутую и не удостоившуюся никакой помощи, на суд Господа. 2. Господь, видя мужество и стойкость в искушениях души, а также и то, что, подвергаемая искушениям, она доказала свою безукоризненность, является в доброте Своей, открывая . Себя и ее озаряя сверхсиянным Светом Своим. Призывая душу к Себе, Он ей говорит: «Приди в мире, ближняя Моя» (Песн. 2, 10 и 13); она, подойдя к Нему, жалуется и говорит: «Почему, Господи, на столь долгое время Ты покинул меня, оставив на многие страдания и поношения врагов? Ведь когда я искала Тебя, «обретоша мя стражие» ночные, «обходящие во граде» (Песн. 5, 7), и мучили меня». Господь же-, преисполненный неизреченного Света, отвечает ей, убеждая, увещевая и обращаясь к ней так: «Ты правильно говоришь, приди в мире, ближняя Моя, добрая Моя, голубица Моя» (Песн. 2, 10 и 14). Затем Господь объясняет душе, показывая ей следы гвоздей: «Видишь эти следы, видишь язвы, видишь плевки, видишь раны? — Все это Я претерпел ради тебя, израненной многими ранами и влекомой многими врагами в тяжкое рабство. И по Своему человеколюбию пришел Я к тебе, взыскующей (Меня), для того, чтобы освободить тебя, ибо изначала создал тебя как образ Мой и как невесту Мою. Ради тебя пострадал Я, бесстрастный, и ради твоего искупления перенес Я, незапятнанный, многие оскорбления. И разве ты, по причине самой себя вверженная в столь великое зло и погруженная в столь великий мрак, не должна страдать и угнетаться?» Мирно обсуждая и беседуя с душой, (Господь) показывает, что это Он даровал ей (силы) выдержать мучения, Он укрепил ее в искушениях и скрыто ободрил ее. 3. Услышав все это, душа познает, что не имеет ничего собственного, но что все принадлежит Господу, прекрасному и пригожему Жениху. Всем сердцем поняв благосклонность, любовь и (добрую) волю, проявленные к ней (Господом), отвечает (Ему): «Вот, Господи, вот тело непорочное и душа чистая; обними меня всю, защищаемую десницей (Песн. 2, 6) Твоей и обретающую покой на груди Твоей». И Господь являет Себя душе в двух ликах: в язвах Своих и в славе Света Своего. Душа зрит и страсти (Господни), которые Он претерпел ради нее, и преосиянную славу Божественного Света Его; она преображается «в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2 Кор. 3, 18), преуспеяет соответственно обоим ликам (Христа): соответственно лику страсти (Его) и соответственно лику славного Света (Его); в некотором роде она забывает (даже о собственной) природе, (целиком) охваченная Богом, слившись И смешавшись с Небесным Человеком (1 Кор. 15, 47-48) и со Святым Духом и сама став духом. Ведь как некий нищий, весьма нуждающийся и бродящий от двери к двери в поисках «дневного пропитания» (Иак. 2, 15), а затем сразу и внезапно ставший царем, обретя благоденствие, забывает прежнюю нищету, так и душа, обогатившаяся богатством небесным, уже не вспоминает о своей прежней бедности. Ибо если Христос, будучи по естеству образом Божиим, забыл в некотором роде (Свое Божественное) достоинство, приняв «образ раба и сделавшись подобным человекам» (Флп. 2, 6-7), то тем более душа, приняв в себя сущность, силу и естество Божий, забывает о своем прежнем безобразии. 4. Поэтому будем взывать к Господу и ожидать, что Он, по (Своей) любви (к нам), явится и отныне освободит нас от мрака, чтобы таким образом при Воскресении и (наше) немощное тело просветилось светом, сущим в душе, и сопрославилось с душой. Господь близок (Флп. 4, 5) нам, если мы взыскуем Его искренним сердцем. Ведь всякий, внимающий (этим) словам, пусть уповает на то, что он принимает Слово, сущее в ипостаси, и научается от Него всякой правде. Виждь же ты, уповающий быть наследником Божиим и смешать (свою) душу с Духом Господним, какое житие и какую святость жизни должно воспринять тебе, к какому образу бытия обратиться и как вести себя. Ибо все это ты должен делать и являть, насколько то в твоих силах. Аминь.