Преподобный Макарий Великий, Египетский-Собрание рукописей типа 3-ПОУЧЕНИЯ-Оглавление-Поучение 1. Каково устроение

ВОПРОС. – По какой причине после обновления человека не полностью изменяется его старое расположение? Бывает, что один более прост в речи, другой более проницателен и подвижен, и после благодати сохраняется это.

ОТВЕТ. С попущения и по домостроительству веры это бывает. Ведь и Апостолы, в какой бы город ни входили (Мф 10, 11), творили великие чудеса, настолько, что даже их тени ослабляли страдания (Деян 5, 15); и мертвых они пробуждали. Но если случалось кому умереть в том городе, разве присущая им благодать, пробуждающая мертвых, могла пробудить всех умерших? Точно так же из приходивших к ним больных с разными болезнями одни получали исцеление, но на кого не обращалась благодать, тем апостолы не давали исцеления. Стало быть, они не совершали всего, что хотели. Подобно тому Павел, когда этот богоносец был спущен в корзине (2 Кор 11, 33), не мог присущей ему силой разрушить стену или сказать словом: расступись? Но так не произошло, чтобы явлена была и решимость верующих, и природная человеческая немощь. Не все получали просимое, чтобы обнаружились избирающие зло и имеющие волю к добру. Господу фарисеи говорили: сойди с креста (Мф 27, 40), и Он не сошел. Немощь по домостроительству испытывает хотящих быть стойкими в вере, непоколебимы ли они (1 Кор 15, 58), не соблазняется ли, если от неких малых удач перейдут к крайнему бессилию. Почему? "Тогда сильны, когда немощны" (2 Кор 12, 10). Христианство – камень преткновения и камень соблазна (Рим 9, 23-33). Так что, хотя пребывающим в благодати дано сокровище и успокоение, однако в свою пору оно отступает ради их испытания в борении.

2. ВОПРОС. Почему в том же самом телесном сосуде, в котором действовала благодать, опять же действует и грех?

ОТВЕТ. Сначала у вкусившего благодати душа ожила и отдохнула в небесном покое, чуждом века всего, чтобы он познал на опыте сладость добра. Потом, если ум чуточку возгордится или отяжелеет или иное что сделает, то снова наполняется грехом, отчего скорбит, на опыте узнает его горечь и еще резвее бежит от него, ища несказанного утешения свыше и успокоения. И опять получает благодать, и если, немного воспрянув и отдохнув, снова забывается, то зло растравляет его раны и больно язвит человека, оставленного благодатью, чтобы он на деле ощутил ее сладость, мир и утешение и язвительность, муку и гнет греха; чтобы ревностнее (если хочет спастись) бежал от него и всецело прилеплялся к благодати, навсегда посвятив себя Господу и положившись на Него; чтобы после гнета, безобразия и тесноты греха желаннее и вожделеннее стала сладость, помощь, покой и веселие благодати; чтобы душа, на самом опыте вкусивши обе эти природы, горечь греха и сладость благодати, стала чутче и трезвее, совершенно избегала зла и всецело прилеплялась к Господу, пока не станет с Ним в один дух (1 Кор 6, 17). А будь в душе всегда сладость, покой и веселие, она не знала бы различия, не ведала бы, чем владеет, и стала беззаботнее; не видела бы превосходства добра, превосходства благости Господней (Рим 2, 4) и наслаждения ею не понимала, так что, даже получив ее, не знала бы, чем владеет; и страшной тяжести и ужаса греха тоже не знала бы, и лукавства его не понимала. Но так устраивает все неизреченная мудрость Божия, чтобы душа узнала собственное благо на опыте через сравнение и сопоставление с горечью лукавства и получила двойную пользу: приобретая опыт горечи и тяжести греха – и вкушая благость Господню. И тогда она хочет изо всей силы бежать от лукавого, всегда трудиться и тянуться к благу, и уже не неразумна, неопытна или несведуща в добре и зле, но имеет опытное, действительное, осязаемое знание обоих; наученная же таким образом и путем совершенства спешащая с великим желанием и усилием к добру, имея чувства, совершенно приученные, как сказано у Апостола, к различению добра и зла (Евр 5, 14), совершенный и венец примет (Иак 1,12) и, придя в меру полного возраста духовного, сделается наследницей Царства (Еф 4, 13). Вот каким примерно образом представляется дело; вот ради чего душа понемногу вкушает Царства, – чтобы возлюбить Бога всем желанием и всей решимостью по своей свободной воле и чтобы обнаружилось ее свободное произволение (к чему прилепляется и перед чем благоговеет); чтобы она по праву наследовала Царство Божие и за свою борьбу и подвиг имела бы великое дерзновение перед Господом в бесконечные веки. Аминь.

Поучение 13. О том, что по своей воле каждый прилепляется или к добру, или к злу.

1. Два есть царства, царство света и царство тьмы. Какого ты царя, разберись сам в себе. С кем ты в союзе и кому даешь обеты, того ты и сообщник. В писании сказано: "Любящим Бога все содействует во благо" (Рим 8, 28). У тебя есть собственная воля, и чему ты отдаешь свой порыв и свое послушание, того ты становишься рабом и сыном и другом. Если будешь любить греховные желания и в них находить удовольствие, они сразу начнут содействовать и прилепляться к тебе, потому что грех легок на подъем и быстро опутывает (Евр 12, 1); это властелин, радующийся несчастью людей. И опять же, если ты любишь благо и в нем находишь удовольствие, оно тоже приходит и помогает. Но с ним соединяются после великого борения, ведь его царство не имеет конца (Лк1, 33); потому редка эта драгоценность и славно вечною славой с трудом достигаемое благо, что все неутомимо стремятся войти в него и соединиться с ним, но к нему ведут долгий путь и борьба, и из множеств пробиваются к цели немногие. Однако победившие дошли до Владыки и Царя мирного и кроткого, радующегося человеческому благу; такие наследуют отныне землю обетования (Мф 5, 5) и входят в пристань мира и в город святых и в покой (Евр 4, 3). Как есть небо видимое, называемое твердью, так выше его есть другое небо, световидное, где ангельское воинство (хотя, конечно, Бог и ангелы всего менее очерчены телесными пределами), и там есть храм нерукотворный. Все это божественно, несказанно и светозарно, потому что духовно и существенно, будучи не от века сего, но от иного мира, где нет ни тьмы, ни ночи, ни вражды, ни геенны. Но поскольку нельзя всем рассматривать телесным зрением те небесные таинства, то вместо занавеса сотворена эта твердь, чтобы невозможно было просто их видеть никому, кроме чистых сердцем и святившихся умом (Мф 5, 8), сограждан и сопосвященных святым; и когда затмевается это небо, тогда то, невидимое, принимает избранников. Многие, будучи частицами добра и движимые добрым духом, сочли себя уже совершенными и после этого подверглись нападению и козням злых духов, – как воины, посчитавшие себя уже победителями, отбросившие оружие и беззаботные, из которых враги, устроив засаду и внезапно подступив, одних убили, других связали, третьих взяли в плен. Так и грех сначала, воровски подкравшись, внушил их уму возомнить себя совершенным, а потом обманул их и одних заключил в свою бездну и в петли зла, других продал в рабство постыдным страстям (Рим 1, 26). И никто из людей, ни праведник, ни грешник, если не сделается свободным через закон духа (то есть через Иисуса Христа), не может освободиться от зла и вырваться из владычества диавола, как Павел говорит, описывая падение человека: "Бедный я человек! кто избавит меня от смерти? Благодарю Бога моего Иисусом Христом, что закон духа жизни освободил меня от смерти" (Рим 7, 24-25; 8,2). 2. Как бьющий из-под земли ключ не убывает, сколь бы многие ни пили из него, так имеющие внутри в уме источник и сокровище духа, сколько бы ни проповедовали, помогают слушающим своею верою, сами же остаются, какими были прежде. Для духовных уже сейчас Дух строит великие дворцы и ложа и покои; приготовляется им и одеяние различное и славное, и когда они разрешаются ко Христу, то с великой радостью принимают их свои, духи праведников и весь небесный собор. И Господь говорит: "Хорошо, добрый и верный раб! в малом ты верен, над многим тебя поставлю; войди в радость Господина твоего" (2 Тим 4, 18; Мф 25, 21-23); малое – это обетования, которые дано получить в веке сем верующим в Него, многое – дары вечного и нетленного века. И многие из братьев, принимающие благодать и согласные ей, с каждым днем движутся вперед, возрастая, преуспевая и достигая великих ступеней; есть, однако, другие, которые принимают дар от Бога, но даже и в присутствии благодати уклоняются в бесчинства и другие пороки. 3. ВОПРОС. А когда впадают в прегрешения, остается благодать или сразу отступает? ОТВЕТ. Бывает, что хотя сам человек и безрассудствует, благодать по человеколюбию Божию не уходит, пока он во плоти; когда же душа отделится от тела, то и благодать отступает, и душа отправляется в свои края, преданная злым духам. В человеке есть два закона, закон зла, похищающий его в свои края, и закон благодати, увлекающий его к небесам. И насколько человек входит в испытания, настолько он крепнет и укореняется и делается нерушимым камнем; его ум, твердо стоящий у врат и не показывающий спины врагу, но противоборствующий ему, при исходе из тела принимают в Царство правые ангелы, и он идет в вечную жизнь. Как в видимом мире царь раздает дары своим служителям, и одни из принимающих расточают их на блуд, распутство и чревоугодие, другие же, приняв, сохраняют и еще приобретают себе драгоценную утварь, так и в духовном причастны славе те, кто приумножает из предложенных ему благодатных дарований свое добро. И вкусившие той сладости и веселия, глядя на видимого царя, облаченного в порфиру, и видя почести и сокровища, поистине зловонием считают все это, мерзостью и ничтожеством оно им представляется, потому что они вошли в царственные и небесные покои Христовы, перед ними раскрылись сокровища небесные и они унаследовали другое богатство, приобрели другое достоинство, став сынами Небесного Света, века бесконечного. Сравнивая земное с небесным, они познают тогда бездну между тем и другим и различие. Как если ты возьмешь и человеку, сотрясаемому лихорадкой, когда недуг еще в разгаре, поднесешь разные яства или какую сладость или другую пищу, то он отворачивается от нее словно от тошнотворной гадости, будучи сыт и напоен лихорадкой и имея ее себе вместо пищи, – так и духовные, горя жаром небесной любви и Божественного огня, сколько бы ты ни предлагал им видимостей этого мира, чины, царство, богатство, славу, чувствуют тошноту и омерзение, подобные отвращению человека, проходящего мимо трупов и великого зловония. Подобным же образом и одержимые противоположной силой и подвластные духу мира, когда слышат духовное слово о свете, о царстве, об ином веке и о Божественной силе, неким образом чувствует отвращение и презрение, неспособные вместить слово Божие. Воистину те мудры и мужественны, те отважные воины, кто возвышен умом и гневается на возникающие в нем сластолюбивые желания и противодействует закону зла и послушествует и радуется закону Божию (Рим 7, 22). А что такое ритор или философ? Восстает на него похоть и прельщается он и жадность его обуревает и злые духи играют его разумом – где же его мудрость великая? 4. ВОПРОС. Отчего, когда я встаю на молитву, меня обуревает множество помыслов и я шатаюсь разумом? ОТВЕТ. Мужественно и решительно приступай, и не леностно и словно во сне, но с трезвенной мыслью, как имеющий дело, и не блуждай помыслами, словно ничем не занятый. Как делая плотское дело ты весь погружаешься в него умом и мыслью и телом, так же надо приступать к молитве, как бы надеясь совершить какое-то духовное дело; а Бог твой ум видит и за мыслями следит. Старайся всегда сосредоточиться на своем деле, на искании Бога и на стремлении к нему; тому внимай, о том думай и заботься, чему тело молится, – в голос ли, или молча, или как еще потребно, только бы с трезвенной и сосредоточенной мыслью. Ибо как если живописец, пишущий изображение царя, все части сделает хорошо, в глазах же какую-нибудь мелочь упустит или исказит и напишет не как должно, вся работа пропала: он исказил царский образ и подлежит наказанию за свое нерадение, – точно так же мысленный образ небесного Царя пиши каждый верно и истинно в своей душе и изукрашивай всеми добрыми помыслами. Или как зодчий измеряет прямизну правила, чтобы не было отклонения, или как земледелец, склоняясь над бороздою, никоим образом не отвлекается, но весь в своем деле, чтобы провести борозду правильно. И если все так обстоит в телесных делах, то насколько сосредоточеннее душа должна быть в молитве как истинном деле, с каким великим трезвением должна всегда направлять свои помыслы и рассуждения к Богу, на добро (Рим 16, 19). Так человек сумеет, трудом выправив прямоту своего ума, удостоиться хвалы и получит духовные дары; так он сможет довести свою работу до завершения, с каждым днем продвигаясь вперед и совершенствуясь и делаясь для многих причиной спасения (Евр 5, 9); а показав себя боголюбцем и угодником Божиим, он становится наследником Царства Небесного во Христе Иисусе Господе нашем, Которому слава во веки. Аминь.