Kniga Nr1068

Ибо для нас рождено Дитя;

Сын нам дан; владычество на плечах Его, и нарицается имя Его:

ЧудоСоветник, Богкрепок,

Отец вечности, Властитель покоя. Велика Его власть.

Его мир беспределен на престоле Давида и над царством Его.

Утвердил Он его и упрочил справедливостью и правдой – ныне и вечно.

Это сделает ревность Господа Силы.

(9. 6–7) Эти слова читаются Церковью всегда в день Рождества Христова, потому что перед нами образ некоего грядущего Царя: «ЧудоСоветник» – Он мудр. «Бог Крепкий» – Он действует не силой человеческой, а крепостью Божией. «Отец вечности» (вечность в данном случае синоним Вселенной) – Он Отец всей Вселенной, «Князь мира» – Властитель покоя, примирения. И вот наступает новый кризис. К власти в Ассирии приходит жестокий завоеватель Сеннахирим (Синахериб). В Музее изобразительных искусств вы можете увидеть копии рельефов того времени. Сеннахирим разрушил Вавилон, который ему сопротивлялся. Сеннахирим подчинил всю Сирию. Он едва не раздавил Иерусалим. И вот по какойто причине он вторично двигается на Иудею, и это происходит около 700 или 690 года. Город застывает в ужасе. Тогда пророк Исайя пытается ободрить царя. В его Книгу вкраплен фрагмент летописи, необычайно яркой, показывающий мастерство летописца. Ассирийские солдаты вокруг стен. Начинаются переговоры. Одни кричат сверху, другие отвечают снизу. Надменно говорит о Боге рабшак, ассирийский военачальник, начиная разговаривать с представителями осажденных: «Где боги тех народов, которые я покорил? Открой ворота и сдайся нашей власти». Он поносит не только Иерусалим, но и самого Бога… И когда он предлагает сдаться, иудеи сверху кричат ему: «Говори на другом языке, говори на арамейском, чтобы народ не слышал». Они боялись, что простой народ, который обычно меньше всего страдал во время капитуляции – в основном вырезали, казнили знать, – простой народ не выдержит всего этого и сам потребует, чтобы открыли ворота. Но тот продолжал кричать на иудейском наречии, чтобы все слышали. И тогда Исайя пошел к царю и сказал: «Это слова гордыни, но они ничего не означают. Бог сохранит город». И царь пошел в Храм и положил письмо от ассирийцев перед жертвенником в знак того, что он не может больше ничего сделать. Тогда Исайя обращается против народа – это его знаменитая обличительная речь. Для него нашествие врага не просто случайное событие – оно глубоко связано с нравственным состоянием общества. Он постоянно его обличал. Будучи, как мы бы теперь сказали, патриотом, он вовсе не считал, что льстить народу – значит приносить стране пользу. И он говорит так: Слушайте, небеса, и внимай, земля, ибо Господь говорит: Сыновей взрастил и воспитал Я, а они восстали против Меня! Вол знает хозяина своего, и осел – ясли господина своего, а Израиль не знает, народ Мой не разумеет. Горе племени грешному, народу, обремененному беззакониями, отродью злодеев, сынам погибели!