Kniga Nr1068

(9. 6–7)

Эти слова читаются Церковью всегда в день Рождества Христова, потому что перед нами образ некоего грядущего Царя: «ЧудоСоветник» – Он мудр. «Бог Крепкий» – Он действует не силой человеческой, а крепостью Божией. «Отец вечности» (вечность в данном случае синоним Вселенной) –

Он Отец всей Вселенной, «Князь мира» – Властитель покоя, примирения.

И вот наступает новый кризис. К власти в Ассирии приходит жестокий завоеватель Сеннахирим (Синахериб). В Музее изобразительных искусств вы можете увидеть копии рельефов того времени. Сеннахирим разрушил Вавилон, который ему сопротивлялся. Сеннахирим подчинил всю Сирию. Он едва не раздавил Иерусалим. И вот по какойто причине он вторично двигается на Иудею, и это происходит около 700 или 690 года. Город застывает в ужасе. Тогда пророк Исайя пытается ободрить царя. В его Книгу вкраплен фрагмент летописи, необычайно яркой, показывающий мастерство летописца.

Ассирийские солдаты вокруг стен. Начинаются переговоры. Одни кричат сверху, другие отвечают снизу. Надменно говорит о Боге рабшак, ассирийский военачальник, начиная разговаривать с представителями осажденных: «Где боги тех народов, которые я покорил? Открой ворота и сдайся нашей власти». Он поносит не только Иерусалим, но и самого Бога… И когда он предлагает сдаться, иудеи сверху кричат ему: «Говори на другом языке, говори на арамейском, чтобы народ не слышал». Они боялись, что простой народ, который обычно меньше всего страдал во время капитуляции – в основном вырезали, казнили знать, – простой народ не выдержит всего этого и сам потребует, чтобы открыли ворота. Но тот продолжал кричать на иудейском наречии, чтобы все слышали. И тогда

Исайя пошел к царю и сказал: «Это слова гордыни, но они ничего не означают. Бог сохранит город».

И царь пошел в Храм и положил письмо от ассирийцев перед жертвенником в знак того, что он не может больше ничего сделать. Тогда Исайя обращается против народа – это его знаменитая обличительная речь. Для него нашествие врага не просто случайное событие – оно глубоко связано с нравственным состоянием общества. Он постоянно его обличал. Будучи, как мы бы теперь сказали, патриотом, он вовсе не считал, что льстить народу – значит приносить стране пользу. И он говорит так:

Слушайте, небеса, и внимай, земля, ибо Господь говорит: Сыновей взрастил и воспитал Я, а они восстали против Меня! Вол знает хозяина своего, и осел – ясли господина своего, а Израиль не знает, народ Мой не разумеет. Горе племени грешному, народу, обремененному беззакониями, отродью злодеев, сынам погибели! Они оставили Господа, оскорбили Святого Израилева, отвернулись от Него. Как вас бить еще, упорных в своем исступлении? Вся голова ваша в язвах, сердце ваше лишилось силы! От ног до головы нет на вас здорового места: язвы, рубцы, воспаленные раны, не смягченные елеем!