Епископ Александр Милеант - -У ПОРОГА ГЕЕННЫ ОГНЕННОЙ- -Православное учение о злых духах -и о Божием суде над ними-Содержание:-Введение-Учение

"Ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты. Ты находился в Эдеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями. Рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбунк и изумруд и золото, все искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего. Ты был помазанным херувимом, чтоб осенять, и Я поставил тебя на то. Ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистных камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония. От обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил. И Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней. От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою. За то Я повергну тебя на землю, пред царями отдам тебя на позор" (Иез. 28:12-18).

Так, один из высших ангелов, носитель божественного света, по гордости отпал от Источника Света и стал тьмой и сеятелем мрака. Он захотел сравняться со своим Творцом, восхитить Его славу и могущество, но лишь обнаружил свое ничтожество и неблагодарность. Будучи бессильным дать другим что-либо истинно ценное, он сделал ложь своим главнейшим орудием совращения, так что ложь как бы стала его сущностью. Все, что он говорит, делает и обещает -это самая наглая ложь, хотя порой искусно облеченная в тогу правдоподобности. За то, что он постоянно лжет, Священное Писание наименовало его сатаной - что на еврейском означает клеветник. На греческом языке это соответствует наименованию дьявол. Другие его наименования, как то: змей, дракон, веельзевеул, велиар, князь тьмы, князь бесовский, супостат, князь мира сего, враг рода человеческого, лукавый и подобные - указывают на его свирепость и пагубность его деятельности. Ангелов, последовавших за ним, Писание именует демонами, бесами, нечистыми или злыми духами.

Потеряв доступ к Небу, дьявол все свое внимание сосредоточил на людях - созданных чистыми и невинными. Подробности соблазна первых людей приводит третья глава книги Бытия. Сообразив, что Ева окажется податливее Адама, дьявол именно к ней обращается с лукавым вопросом: "Правда ли Бог запретил вам вкушать от всякого дерева в раю?" Ева, не замечая коварства в так поставленном вопросе, объясняет искусителю, что разрешено, а что запрещено им. Найдя в Еве наивного и словоохотливого собеседника, дьявол начинает переубеждать ее и объясняет, что Бог-де из зависти не разрешил им вкушать от дерева познания добра и зла, а вот, если они его, змея, послушают, то сами станут как боги и будут ведать всеми тайнами. Склонив Еву нарушить заповедь Божию, он с ее помощью соблазняет и Адама. Так смертоносным ядом греха дьявол поражает человеческую природу. Указывая на этот трагический момент в жизни наших прародителей, Спаситель именует дьявола "человекоубийцей от начала" (Иоан. 8:44).

Согрешив, люди лишились радости общения с Богом и возможности жить в Эдеме. Нарушился в них баланс между духовными и физическими силами, они стали нравственно немощными и склонными грешить. Став грешными, они потеряли доступ к дереву жизни и стали смертными. Писатель книги "Премудрости Соломона" в дьяволе видит первопричину всех несчастий человечества: "Бог создал человека для нетления и сделал его образом вечного бытия Своего, но завистью дьявола смерть вошла в мир" (Прем. Сол. 2:23-24).

Поразив наивных людей своим смертельным жалом, змий торжествовал. Но Господь предрек ему, что начатая им война не кончилась, а только началась. Он, соблазнитель жены, некогда сам потерпит поражение от Потомка ее: "Вражду положу между тобой и между женой, между семенем (потомством) твоим и Семенем ее. Оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту" (Быт. 3:15). Это замечательное предсказание определило дальнейшую историю человечества, ставшую в сущности войной между духом-соблазнителем и людьми, ищущими Бога. В ближайшем смысле это предсказание исполнилось, когда Господь Иисус Христос, пострадав на кресте (потерпев ужаление в пяту), сокрушил главу древнего дракона. Тогда на кресте Господь "отнял силы у начальств и властей [царства тьмы], властно подвергнув их позору, восторжествовав над ними Собой" (Кол. 2:15). В более широком смысле это предсказание исполняется и в жизни каждого христианина, когда он, вооруженный силой Христа, отражает искусителя (Лк. 10:19), хотя сам иногда, как Христос, тоже подвергается физическим страданиям.

Дальнейшие повествования Ветхозаветного Писания мало говорят о дьяволе. Тем не менее они неизменно изображают его как лукавого соблазнителя и сеятеля всякого зла. Так, например, дьявол поразил праведного Иова лютым гноем с ног до головы (Иов. 1:6-22); он овладевал царем Саулом и мучил его (1 Царст. 16:14-15). Дьявол внушил Давиду тщеславную мысль произвести перепись своего народа (Пар. 21:1). Демон Асмодей убивал мужей Сарры, дочери Рагуила (Тов. 3:8). С теми же свойствами зависти, хитрости и лукавства изображается злой дух и в книге Царств (3 Царств 22:19-23) и в книге пророка Захарии (Зах. 3:1-2).

Учитывая естественную религиозность человечества, дьявол старается извратить эту религиозность, направить в сторону суеверий и изуверства. Это он научил людей обоготворять всевозможных ложных богов - силы природы, звезды и планеты, легендарных героев, животных, чудовищ и все, что только могло всколыхнуть воображение примитивного человека. Помраченные суевериями язычники не понимали того, что, обоготворяя различные предметы, они этим радовали бесов, которые принимали их почести, как к ним относящиеся (Втор. 32:17; 1 Кор. 10:20).

Новозаветное Писание о злых духах. Распространение идолопоклонства и всевозможных суеверий ко времени Рождества Христова содействовало чрезмерному засилью злых духов в человеческом обществе. Внешним показателем этого засилья было наличие большого количества бесноватых - людей, одержимых злыми духами. Придя в наш мир из жалости к людям, Господь Иисус Христос в первую очередь стал освобождать их от насилия дьявола (Мт. 12:24-29; 1 Иоан. 3:8; Евр. 2:14). На страницах Евангелия читатель найдет множество случаев исцеления бесноватых (Мт. 4:24, 8:16, 9:31; Мр. 1:32-34; Лк. 4:41, 8:2, 11:4). Подробнее других описаны случаи исцеления бесноватого отрока (Мт. 17:14-21), дочери хананеянки (Мр. 7:24-29) и двух гадаринских бесноватых (Мт. 8:28-34, Мр. 5:1-19). В последнем случае замечательно то, что в человека вселился не один, а целый легион бесов, т.е. огромное множество их. Внимательное изучение евангельских рассказов об исцелении бесноватых убеждает в том, что речь там идет не об эпилепсии или других нервных заболеваний, а именно об изгнании совершенно реальных, хотя невидимых, сознательно-злых существ, которые наслаждаются, когда мучают других. Чтобы выявить перед сомневавшимися всю свирепость бесов, Господь однажды разрешил им из человека переселиться в стадо свиней, которые неподалеку паслись. И вот на глазах изумленной толпы огромное стадо взбесившихся свиней понеслось к обрыву, бросилось в озеро и утонуло в нем (Мр. 5:13). Уже один этот факт мгновенного переселения духов из одного существа в другие совершенно исключает всякую обычную психическую болезнь. Читая Евангелия и другие повествования об изгнании бесов, выявляется целый ряд определенных симптомов беснования. Во-первых, бесноватые проявляют специфическую отрицательную реакцию ко всему священному и Божественному. Так, например, при виде Христа бесноватые начинали биться в конвульсиях. Нередко демоны, засевшие в несчастном человеке, узнавали в Христе Сына Божия и устами бесноватого молили Христа повременить с наказанием и не посылать их в бездну (Мт. 8:29; Мр. 5:7). Причем во время их разговора, голос бесноватого становился неестественным, нечеловеческим. Окружающим было ясно, что говорит не человек, а кто-то через него. Наконец, сразу же после исшествия беса, бывшие одержимые становились нормальными людьми, и все признаки беснования бесследно исчезали. Эти специфические симптомы беснования можно наблюдать и у современных бесноватых. Если скептики не хотят верить в чудеса, то пусть хотя бы из поведения бесноватых заключат, что действительно существует духовный мир. К теме беснования мы еще вернемся позже. Изгнание бесов апостолами. Подготовляя учеников к предстоящей миссии всемирной проповеди, Господь, между прочим, поручил им продолжать дело освобождения людей от насилия дьявола: "И начал Он посылать их по два [в города и села] и дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их" (Мт. 10:1; Лк. 9:1; Мр. 6:7). Апостолы не ожидали, что нечистые духи будут покорно повиноваться их слову, и поэтому, вернувшись после первого проповеднического путешествия, с радостью рассказывали Спасителю: "Господи, и бесы повиновались нам о имени Твоем" (Лк. 10:17). Тогда Господь еще определеннее подтвердил, что Он поручает им прогонять всякую нечистую потустороннюю силу: "Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам" (Лк. 10:19). Перед Своим вознесением на небо Господь предсказал, что попрание дьявольской силы будет отличительным признаком Церкви: "Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов ..." (Мр. 16:17). И действительно, распространение Евангелия неизменно сопровождалось изгнанием нечистых духов. Из книги Деяний святых апостолов известны случаи исцеления бесноватых, совершенные апостолом Петром (Деян. 5:16); потом - апостолом Филиппом, когда "нечистые духи из многих, одержимых ими, выходили с воплем" (Деян. 8:7), затем апостолом Павлом, который изгнал духа-прорицателя из одной девицы (Деян. 16:16-18). Причем благодать Божия действовала по временам так обильно, что когда, например, прикладывали к одержимым вещи, принадлежавшие апостолу Павлу, то бесы выходили из больных (Деян. 19:12). С апостольских времен заклинательные молитвы против бесов стали непременной частью таинства Крещения. Тем не менее, хотя Господь Иисус Христос победил князя тьмы, отнял у него всякую власть над людьми и дал Церкви великую силу для борьбы с ним и его нечистыми духами, необходимо помнить, что вплоть до времени Страшного суда Божия нечистые духи будут представлять для каждого из нас большую и постоянную опасность. По этой причине Господь Иисус Христос и научил нас постоянно просить Бога: "Не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого." "Трезвитесь, бодрствуйте, -призывает христиан апостол Петр, - потому что противник ваш дьявол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить" (1 Пет. 5:8). Будучи низвержен с Неба, дьявол и его бесы сосредоточили свою деятельность в области близкой к нам - в так называемой "воздушной сфере." Людей, которые противятся Христовой вере или живут греховно, дьявол считает своими подданными и использует для борьбы с Церковью. По слову апостола, эти люди живут "по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления" (Еф. 2:2).