Kniga Nr1090

3. Проблема “Первой главы” в науке.

Шутка: Умер некий видный ученый и его душа предстала перед Богом. Очарованный количеством и глубиной своих знаний, ученый с дерзостью заявил Творцу: “Мы, люди науки, пришли к заключению, что больше не нуждаемся в Тебе! Мы постигли все тайны и знаем все, что знаешь Ты: умеем пересаживать сердце и любые органы тела, умеем клонировать людей, создавать новые виды животных и растений… Словом, мы можем делать все, что раньше считалось чудесным и приписывалось Твой мудрости и всемогуществу.”

Господь терпеливо слушал тираду самовосхваления зазнавшегося ученого, и, когда тот умолк, предложил ему:

— Хорошо! Чтобы проверить, нуждается ли еще во мне человечество или нет, проведем небольшое состязание в творчестве.

— Отлично, — ответил ученый, — что хочешь, чтобы сделал я?

— Мы вернемся к начальной эпохе и создадим первого человека, Адама.

— Прекрасно! — ответил ученый и нагнулся, чтобы зачерпнуть горсть пыли.

— Эй, не так быстро! — остановил его Творец, — ты используй твою собственную пыль, Мою же не трогай!” Этот анекдот иллюстрирует тех зазнавшихся умников, которые, очарованные успехами науки, наивно предполагают, что вот-вот наука всё объяснит, так что религии нечего будет делать. Однако такие недалекие люди не замечают того очевидного факта, что научные книги и статьи начинают со “второй главы” — как развиваются явления! А “первая глава,” которая пролила бы свет на Первопричину того, откуда все произошло — отсутствует! Откуда, например, возникла первичная энергия/протоматерия, из которой потом все развернулось в наш необъятный космос; почему законы природы так тонко сбалансированы, чтобы сделать возможным возникновение жизни и разумного человека; как хаос мог породить такую изумительную гармонию и красоту на всех уровнях бытия? — Ответы на эти принципиальные и важнейшие вопросы во всех научных работах отсутствуют — и по понятной причине: ответ находится за пределами познаваемого. Вот тут именно и обнаруживается надобность в Божественном откровении. Все окружающее нас прекрасно и гармонично, но для чего существует оно? Есть ли цель в моем существовании? Что ждет меня “там”? Обсуждая эти принципиальные вопросы, мы сталкиваемся с парадоксом: когда о них высказывается верующий человек, то он будет говорит то, чему научен из Божественного откровения. Он будет выражать свое убеждение в существовании личного, премудрого, всемогущего и милостивого Творца, Который всё предусмотрел и устроил для нашего вечного блага. Когда же по этим вопросам высказывается человек, хотя бы и очень образованный, но который придерживается материалистического или оккультного мировоззрения, то те свойства, которые христианская вера приписывает Творцу, он будет приписывать некоей безличностной Первопричине — будь то некий непознаваемый Абсолют, или некая космическая энергия. В понимании верующего человека Бог — вечен, а в представлении неверующего — вечна безличностная Первопричина; верующий признает Бога вездесущим и неограниченным, а неверующий верит в бесконечность пространства; верующий признает Бога премудрым создателем мира и его законов, а неверующий говорит о разумности законов природы, которые “сами собой,” непрерывной цепью счастливых случайностей привели к возникновению разумного человека. Об “антропном принципе.” Между силами природы, приведшими к нынешнему богатству жизни существует жесткая зависимость, нашедшая название “антропного” принципа. Этот принцип гласит, что Вселенная возникла для образования в ней разумной жизни и что как законы физики, так и начальные параметры подобраны таким образом, чтобы гарантировать ее появление. Современная физика свидетельствует: окружающий нас мир очень “чувствителен” к численным значениям универсальных физических констант, поскольку все основные особенности реального мира (размеры атомных ядер, звезд, галактик и всех физических взаимодействий) в конечном итоге определяются величинами фундаментальных постоянных. Само существование мира обусловлено выполнением очень жестких соотношений между ними. Ничтожные, в процентном отношении, отклонения от наблюдаемой удивительно сложной и невероятно точной числовой соразмерности мировых констант привели бы к фатальным последствиям для существующей Вселенной, и природа никогда не смогла бы привести к разумной жизни. Логично признать, что если в нашем мире все разумно, целесообразно и прекрасно, то и Первопричина мира должна обладать этими свойствами. Здесь неразрешимая загадка для материалистического мировоззрения. Главная разница между религиозным и безрелигиозным мировоззрениями та, что в первом эта Первопричина личностна, разумна и обладает волей, а во втором она безличностна и слепа. Чье мировоззрение правильно — нельзя экспериментально доказать. Оба вытекают из недоказуемых аксиом и предпосылок. У первых эта вера религиозна, а у вторых — материалистична.