Kniga Nr1090

10. Возможные выводы из палеонтологических данных.

11. Научно необъяснимые свойства человека.

12. Параллельные закономерности.

Заключение.

Приложения:

Таблица Дней Творения.

1. Мнения Святых Отцов и научные открытия.

2. Возраст Вселенной. 3. Всемирный Потоп. 4. Загадка жизни. 5. “Редкая Земля.” Библиография. 1. Введение. “Благодарим Тя, Царю невидимый, Иже неисчетною Твоею силою вся содетельствовал еси, и множеством милости Твоея от небытия в бытие вся привел еси” (Молитва священника в конце Литургии). В связи с новейшими научными открытиями в области палеонтологии, антропологии и биологии возникла огромная литература, пытающаяся согласовать эти открытия с тем, что говорит Библия на тему возникновения мира и человека. Насколько этот вопрос сложен, свидетельствует наличие большого количества самых разнообразных и противоречивых мнений. Люди, далекие от веры, основываясь на теории эволюции, склоны видеть в Библейском повествовании первых глав книги Бытия отголоски древних мифов и продукт примитивной фантазии. “Эволюционисты” считают, что возникновение жизни и её развитие на земле — от простейших микробов до современного человека — вполне объяснимо физическими процессами. Деятельность Творца, если не прямо отрицается, то игнорируется. Согласно их концепции все свойства человека вполне объяснимы физическими причинами, потому что он — лишь высшая ступень в лестнице эволюции.1 Защитники боговдохновенности Библии, в свою очередь, подозревают “эволюционистов” в злонамеренной подтасовке фактов с целью подрыва веры в Бога. Крайней позиции придерживаются т.н. “креационисты,” которые настаивают на буквальной интерпретации каждого слова в Священном писании: все виды растений и животных созданы внезапно в законченном их виде, никаких эволюционных процессов не происходило и никаких промежуточных звеньев в животном мире не существовало. Дни творения были обычными сутками, длившимися 24:00 часа. Мир существует всего 7 500 тысяч лет (что получается из подсчета долголетия допотопных и послепотопных патриархов). Некоторые думают, что творение или эволюция — это жесткая бескомпромиссная альтернатива. Но так ли это? Библейское повествование о возникновении мира и человека говорит о потусторонней первопричине всего существующего, но нарочито избегает необъятные сложности физических процессов, которые действовали в продолжают действовать природе. Очевидно, истину следует искать где-то между выше упомянутыми крайними концепциями. К сожалению попытки примирения научных данных с религиозными воззрениями часто страдают предвзятостью, отсутствием действительных знаний и порой вносят больше путаницы, чем правильного разрешения кажущихся противоречий. В этой работе мы ставим себе целью пролить свет на некоторые принципиальные вопросы, касающиеся веры и разума, религии и науки, творения и эволюции, с целью помочь читателю разобраться в споре между крайними концепциями возникновения и развития жизни на земле. Мы покажем, что никакого действительного конфликта между Библией и наукой не существует. Фактически оба источника знания дополняют одно другое. 2. Два откровения. Все, что мы собираемся сказать на тему согласования Священного Писания с новейшими научными открытиями, базируется на аксиоме истинности и достоверности двух откровений — естественного и сверхъестественного: Господь сообщает о Себе человеку или прямо — через духовное озарение, или косвенно — через природу. Так как Источник обоих откровений — внутреннего или сверхъестественного и внешнего или естественного — один, то и содержание их должно находиться в полной гармонии, взаимно дополняя друг друга. Если иногда возникают “конфликты” между суждениями ученых и богословов, то это всегда является результатом неправильного понимания — или данных науки, или истинного смысла слова Божия. Священное Писание (или Библия) — это письменный результат духовного озарения, которым Бог удостаивал Своих избранников, пророков, для раскрытия людям религиозно-нравственных истин. Оно всегда было и будет главнейшим источником всего, касающегося веры и нравственности. Наука не компетентна говорить на эти темы. Ее задача — познавать устройство мира и его физических законов. Религиозные представления о Первопричине мира не вытекают прямо из каких-либо физических законов, а скорее приходят путем индукции и духовного прозрения.