Kniga Nr1090

Очевидно, истину следует искать где-то между выше упомянутыми крайними концепциями. К сожалению попытки примирения научных данных с религиозными воззрениями часто страдают предвзятостью, отсутствием действительных знаний и порой вносят больше путаницы, чем правильного разрешения кажущихся противоречий.

В этой работе мы ставим себе целью пролить свет на некоторые принципиальные вопросы, касающиеся веры и разума, религии и науки, творения и эволюции, с целью помочь читателю разобраться в споре между крайними концепциями возникновения и развития жизни на земле. Мы покажем, что никакого действительного конфликта между Библией и наукой не существует. Фактически оба источника знания дополняют одно другое.

2. Два откровения.

Все, что мы собираемся сказать на тему согласования Священного Писания с новейшими научными открытиями, базируется на аксиоме истинности и достоверности двух откровений — естественного и сверхъестественного: Господь сообщает о Себе человеку или прямо — через духовное озарение, или косвенно — через природу.

Так как Источник обоих откровений — внутреннего или сверхъестественного и внешнего или естественного — один, то и содержание их должно находиться в полной гармонии, взаимно дополняя друг друга. Если иногда возникают “конфликты” между суждениями ученых и богословов, то это всегда является результатом неправильного понимания — или данных науки, или истинного смысла слова Божия.

Священное Писание (или Библия) — это письменный результат духовного озарения, которым Бог удостаивал Своих избранников, пророков, для раскрытия людям религиозно-нравственных истин. Оно всегда было и будет главнейшим источником всего, касающегося веры и нравственности. Наука не компетентна говорить на эти темы. Ее задача — познавать устройство мира и его физических законов. Религиозные представления о Первопричине мира не вытекают прямо из каких-либо физических законов, а скорее приходят путем индукции и духовного прозрения.

При попытках согласования религиозных истин с научными данными необходимо учитывать, что эти области знания пользуются различными источниками и преследуют свои специфические цели. В науке источником познания являются наблюдения и эксперименты. Они порождают гипотезы и теории, предлагают модели и закономерности на основании тех или других наблюдений, предсказывают ход событий, которые в свою очередь должны быть проверены экспериментами. Если повторные наблюдения не совпадают с предсказаниями теории, то она отбрасывается и заменяется новой. Наука должна основываться только на несомненных доказанных фактах. Все то, что выходит за пределы эксперимента, чего нельзя проверить научным методом, не смеет претендовать на науку, а относится к области предположений, философии или метафизики.2 Огорчительно, когда в своей борьбе с религией недобросовестные недоучки, пользуясь именем науки, голословно утверждают, что “наука доказала то-то,” в то время, как они фактически ссылаются на предположения, которые выходят за пределы науки. Подобным образом печально, когда горе-богословы на неправильном понимании того или другого библейского слова строят свои “научные” концепции и с ожесточением опровергают все, что выходит за рамки их мировоззрения. Так, например, римо-католическая инквизиция осудила учение Галилея о вращении Земли вокруг Солнца. Ее иерархам казалось, что раз Бог все создал ради человека, то земля должна находиться в центре вселенной, а все небесные светила должны вращаться вокруг нее. Это, конечно, совсем произвольное мнение, на Библии не основанное, ибо быть в центре Божественного попечения ничего общего не имеет с геометрическим центром мира. Цель Священного Писания — раскрыть религиозно-нравственные истины, необходимые человеку для спасения души. Оно преимущественно говорит о потустороннем и недоступным исследованию — о Боге-Творце и Промыслителе мира, о цели нашего существования, о том, что должно или недолжно делать. Оно не пытается научить людей астрономии, космологии, зоологии или каким-либо другим наукам. Лишь немногие вопросы, находящиеся на грани физического и духовного — например, о возникновении мира и появления жизни на Земле, о духовном начале в человеке — интересуют одновременно науку и религию. И здесь, при попытке согласования слова Божия с научными открытиями требуется всестороннее образование, глубокое понимание границ компетенции обоих источников знания, а также осторожность в суждениях. Иначе, самые благонамеренные старания согласовать религию с наукой могут оказаться несостоятельными и жалкими “попытками с негодными средствами.” Как мы увидим дальше, некоторые смежные вопросы, которые в равной мере интересуют науку и религию, при вдумчивом изучении дают возможность глубже понять ряд параллельных закономерностей, которые действуют в физическом и духовном мирах. Итак, религия и наука озабочены разными вопросами, имеют свои специфические цели и пользуются разными методами. Наука старается ответить на вопрос “как,” а религия — “почему.” Религия старается обратить взор верующего к горнему миру, а наука — к дольнему.