Kniga Nr1154

Мы, православные, по крайней мере устойчивы в вопросах веры, постоянны. Наше исповедание утверждается на твёрдом основании, которого никто нарушить не может.

Католики и протестанты упрекают нас, что мы в своей богослужебной практике чересчур высоко церковны. Где у них одна свеча, у нас три, где у них капелька ладана — у нас больше, где они робко пригибают одно колено, мы нисколько не стыдимся совершенно припасть к земле. Едва ли приходится удивляться заявлению американского епископального священника, который, стоя в русском храме в Париже, заявил: "Для своих поклонов вы совсем оттиснули нас за ковёр!"

Если во время наших богослужений и молитв мы стоим, то это согласно постановлению Вселенского Собора, 1600-летие которого праздновал весь Христианский мир в 1925 году и Символ веры которого он, якобы, принимает. Западные христиане ввели обычай сидеть за Богослужением, но это сделано в угоду плоти своей. Древняя Церковь этого не практиковала.

Наша православная византийская иконопись и архитектура единственно для храма изначально созданы. Западная церковная скульптура и готика совершенно юны по сравнению с византийской.

Мы не допускаем в храмах органов, но русское церковное пение считается лучшим в мире.

Вот те духовные ценности, которые мы имеем. С таким верованием, с таким Богослужением и с такой историей Православная Церковь ждёт пришествия Господа нашего Иисуса Христа, Который единый есть Глава её. Лишённая своего внешнего величия и богатства во всём мире, а в советской России ограбленная и теснимая, Православная Церковь с непоколебимой верностью хранит Божественную истину. В Священном Писании нет обетования об окончательном триумфе Христианства в мире, но что остаток устоит и пребудет в истине Христовой, есть. Мы, православные, являем собой этот остаток. Мы знаем об этом потому, что сохранили доселе чистой и неповреждённой "веру, однажды преданную святым" (Послание святого Апостола Иуды, 1:3).

Доклад Архиепископа Афанасия на Епархиальном собрании, 1964 г. 1. Понятие о Церкви. О сущности Церкви можно много говорить. Но нам здесь важно знать, как учит об этом Слово Божие, изложенное в Священном Писании. Святой Апостол Павел говорит, что Церковь есть Тело Христово и глава Тела Церкви есть Христос. Церковь состоит из верующих во Христа православных христиан, окормляемых канонической священной иерархией. Все пребывающие в Церкви связаны между собой любовью, и эта любовь творит из них одно Тело Христово — Церковь. Вражда же членов Церкви между собой или к служителям Церкви есть тяжёлый грех пред Господом, Который есть Глава Церкви. Где господствует грех, там нет Христа, и враждующие члены Церкви выпадают из её состава. Если кто причиняет какой-либо вред Церкви, тем самым он наносит тяжёлые раны Самому Христу Спасителю. 2. О церковной Иерархии. Церковь Христова на земле, по установлению Божию, возглавляется священной иерархией: епископами и их помощниками — священниками и дьяконами. По учению Православной Церкви, "без Епископа нет Церкви", "без епископа ни Церковь — церковью, ни христианин — христианином не только быть, но и называться не может. Ибо Епископ, как преемник апостольский, возложением рук и призыванием Святого Духа, получив преемственно от Бога данную ему власть решить и вязать, есть живой образ Бога на земле и, по священнодействующей силе Святого Духа, обильный источник всех таинств Вселенской Церкви, которыми приобретается спасение. "Епископ столько же необходим для Церкви, сколько дыхание для человека и солнце для мира", — так говорят о значении епископа в Церкви Отцы Иерусалимского Собора 1672 г., и тоже самое подтверждается в Послании Восточных Православных Патриархов 1723 года. Если таково догматическое учение Православной Церкви о епископском сане, а священники исполняют свои религиозные обязанности только по благословению и полномочию Епископа, то к Епископам должно быть и большее уважение, как от мирян так и от всех служителей Церкви. Так оно и было в России искони до воцарения там богоборческого коммунизма. Но в эмиграции епископский сан разменяли на мелочь. Поставили Епископов на положение равное с мирянами, разрушили их высокий авторитет в Церкви и умалили их значение до самого низкого уровня. Наилучшей иллюстрацией такого положения являются церковные нестроения, во время которых с авторитетом Епископов не считаются. 3. Церковные нестроения.