Kniga Nr1154

Древняя Русь приняла Христианство от греков, а вместе с религией взяла и греческую форму креста. Но с древнейших времён начал вырабатываться у нас особой формы крест, отличный от греческого и латинского — крест восьмиконечный. С течением времени этот восьмиконечный крест распространился по всей России и стал как бы русским национальным крестом. Купола храмов в России венчались этим крестом. Его ставили на облачениях на престоле, на аналои, на столики, а также на престольных Евангелиях и многих других священных предметах. Этой формы крест встречается всюду, где только живут русские православные люди. Украинцы (малороссы) считают его своим народным крестом. У греков, болгар и сербов этого креста нет. У них крест греческий.

Идея восьмиконечного креста родилась на фоне древнейшего христианского предания, повествующего, что Крест Христов состоял из трёх древ: кипариса, певга (сосны) и кедра. Всё это основано на словах пророка Исаии: "Слава Ливана придёт к тебе, кипарис и пегв и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих" (60:13). Вместе с тем здесь заключается идеология трех размерного (восьмиконечного) креста, ибо ясно указывается на подножие, т. е. древо, к которому были пригвождены ноги Христовы.

Это подножие изображается на кресте либо вертикально, либо наклонно: справа налево, причём правый конец выше, левый ниже. Богословская наука объясняет, почему именно это подножие или нижняя перекладина перекрещивается справа налево вниз. Об этом в рукописной книге "Алфавит" начала 17 столетия читаем: "Чесо ради пишут у Креста Христова подножек десную страну подъемшуся горе, а шуюю понизшуся долу?" — "За еже на Крест стоя, главу преклони надесно, да преклонить вся языки веровати и поклонитися Ему, того ради облегчи десную ногу, да облегчатся грехи верующих Он, и во второе пришествие Его возьмут горе в сретение Его. А шуюю ногу того ради отягчи и подножку долу поникшуся, да неверующий отягчаются и снидут в ад". Указания на эту тему находятся и в других старых книгах 17-18 веков, писанных главным образом в Киевской Руси.

Таким образом, все объяснения укосного подножия или нижнего рамени Креста Господня носят символический характер. Если существование его на кресте предсказано пророками Исаией и царём Давидом, то о укосном подножии нет ясных и прямых объяснений. Святые Отцы Церкви: Тертуллиан (ок.155-ок.220 г.г), Ириней (130-202 гг. г.), Иустин Философ, Григорий Турский (538-594гг.) и другие определённо указывают на то, что Крест Иисуса Христа имел подножие, но они ничего не говорят о его укосности. Идея укосного подножия появилась в древней Руси и здесь она распространилась.

Восьмиконечный крест с укосным подножием является особенностью креста в России с древнейших времён.

Призыв Архипастыря перед Великим Постом, 1967 г.

Велика и радостна Пасхальная ночь для верующего православного русского христианина! Искони благочестивый русский народ усердно приготовлялся постом, молитвою, говеньем, исповедью и причащением Святых Таин Христовых встретить Святую Пасхальную ночь и провести достойно пасхальные дни. Всю Пасхальную ночь напролёт русские люди пребывали в своих храмах в радостном ликовании. Утром, придя из церкви и принеся освященные пасхи, садились семейно за пасхальную трапезу и разговлялись, вкушая освященное яичко и освященный кулич. Это разговение было радостным для всей семьи, проведшей в строгом посте время до Святой Пасхи. Ныне мы являемся свидетелями иного отношения русских людей к Пасхальной ночи. Многие приходят в церковь в Пасхальную ночь, в большинстве стоят снаружи и, прослушав Пасхальную заутреню, уезжают домой. Если и называют своё Пасхальное угощение "разговением", то это название употребляют по традиции, а не по религиозной подготовленности. Какое разговение может быть у тех, кто весь Великий пост не постился, питался скоромной пищей! Для них нет подлинной радости пасхальной трапезы, нет разговения вкушением яиц и куличей, подготовленности встретить величайший праздник — Воскресение Христово, идут в Пасхальную ночь по обычаю и уходят из неё, услышав пение пасхальных песнопений. На торжественной Пасхальной литургии они не бывают и радости Пасхальной ночи они не переживают. Оттого наши церкви в Пасхальную ночь на Божественной литургии пустуют. Ушедшие из церкви и не оставшиеся на Пасхальную литургию не понимают, что она является важнейшей службой Пасхальной ночи. Архипастырски заботясь о религиозности верных чад своих, я призываю всех православных русских людей провести всю Пасхальную ночь в церкви и не грешить тяжело уходом из неё в половине Пасхальной службы. Воскресший Господь пребывает с верующими в Пасхальную ночь в церквах. Радость общения со Христом есть великая радость и счастье для нас. Пусть никто из наших русских людей не лишает себя радости и счастья пребывания со Христом Воскресшим. Крестное знамение Лев Аллятий (родился в 1586 году, умер в 1662 г.), доктор богословия, философии и медицины, профессор и хранитель Ватиканской библиотеки, автор многочисленных учёных трудов, в своей 2-ой книге "О таинствах", в главе 45 приводит собственные слова папы Иннокентия Х: "Знамение креста должно изображать тремя первыми перстами так, чтобы крест исходил сверху вниз, а потом простирался от правой руки к левой; впрочем некоторые проводят знамение креста от левой руки к правой". Следовательно, как сам папа Иннокентий Х, восседавший на папском престоле в Риме в 17 веке, так и большая часть римских католиков знаменовалась крестом по нашему восточному православному обряду, а крестное знамение, совершаемое от левого плеча к правому, употребляемое ныне всеми римо-католиками, почитали ошибочным и неправильным. Папа Иннокентий Х не упоминает, чтобы кто-нибудь кроме еретиков монофизитов и яковитов, крестился целой ладонью. Свидетельство это, исходящее из уст не кого-либо, а самого папы, подтверждённое на письме не кем-либо, а таким общепризнанным учёным авторитетом, каким был и есть Лев Аллятий, современник и ближайший сотрудник папы Иннокентия Х, достаточно говорит о легкомысленном отношении римских католиков даже к Преданию Апостольскому. Радоница