Святитель Николай Сербский (Велимирович) -О ТРЕХ САМЫХ ВАЖНЫХ ВЕЩАХ-Избранные письма духовным детям-ПРЕДИСЛОВИЕ

По соседству с нами жила одна старая дева. Говорили, что, как была она в юности "честной девушкой", так и прожила всю свою жизнь. Все это прекрасно, и ее можно было бы только похвалить, если бы не ее злой язык. Изо дня в день с языка ее срывались отравленные стрелы в адрес тех, кто живет в браке и грешит. С утра до вечера она хвалилась своим целомудрием и поносила тех, что казались ей отвратительными. Один священник в разговоре о ней сказал: "Если не знаете, что такое неразумная дева из Евангельской притчи, так вот она!" И действительно, неразумность кажется еще больше, когда человек имеет только одну добродетель, а других не имеет. Так путнику в ночи тьма кажется еще гуще, когда он смотрит только на свой огонек, а потом вдруг обернется вправо или влево. Мудрость  не в одной добродетели, а в собрании всех добродетелей. Сказал Премудрый: мудрость построила себе дом на семи столбах. Мудра та душа, которая имеет семь добродетелей.

В этой притче есть и более глубокое, духовное значение. Под пятью неразумными девами подразумеваются пять безмолвных чувств. Кто живет только тем, что видит и слышит, не контролируя чувства разумом, тот имеет неразумную душу. Когда смерть надвинет завесу на мир чувств, такая душа останется в абсолютной тьме. Под пятью мудрыми девами подразумеваются пять внутренних органов чувств, которые разумно управляют внешними чувствами и властвуют над ними. Эти внутренние органы чувств собирают на протяжении всей жизни человека свет, который остается в душе и светит и тогда, когда смерть опустит занавес.

Однако сможешь ли ты в свою пору понять это? Со временем, конечно, поймешь.

Мира тебе и здоровья от Господа!

Письмо восьмое. Одному книготорговцу о новых еретиках

Слышал ты, говоришь, как некие люди несут народу новую и необычную науку. Суть их науки можно выразить в двух словах: "Чем хуже, тем лучше". Они утверждают, что конец света близок, указывая, что предсказанные знаки Второго Пришествия Христа уже явлены миру. Это  землетрясения, войны, безбожие, аномалии в природе, смущение людей и многое другое. "И поэтому,  учат те люди,  ни в коем случае нельзя бороться ни с каким злом на свете, чтобы зла стало еще больше, тогда и Второе Пришествие будет скорее. Нужно,  говорят они,  радоваться войнам, кризисам, наводнениям, засухам, голоду, ссорам между соседями, безбожию, преступлениям, разводам в семьях, расколу в Церкви, гибели государства. Не нужно пытаться чтото исправить в этой жизни, залатать чтото, но лучше оставить все как есть, и пусть жизнь сама распадется на куски, заржавеет, загниет и пропадет совсем". И все это ради того, чтобы вынудить Христа прийти как можно скорее и положить всему конец. Одним словом, мы все вместе должны дружно потрудиться, чтобы привести мир к гибели, тем самым вынуждая Христа явиться снова. Они непрестанно повторяют: "Чем хуже, тем лучше". Вот это и есть новая наука, а учителя называют себя новыми адвентистами. Меня совершенно не удивляет, что некие люди дошли до таких мыслей, однако мне странно, по какому праву они связывают себя с Христом и Евангелием? Известно, что, как только ктото откалывается от Церкви и начинает самовольно фантазировать, дело доходит до глупейших мыслей, как у заснувшего пьяницы. Как только ктото покинет судно, где за кормчего Христос, он оказывается в утлом челноке, которым правит сатана. Эта "новая наука" очень напоминает ересь николаитов (см. Откр.2:9), появившуюся еще во времена апостольские. Николаиты учили, что нужно как можно больше грешить, грешить и грешить, пока грех в человеке не пресытится и не умрет. И тогда человек станет святым! Те безумцы полагали, что с помощью греха станут святыми. Точно так же и новые адвентисты думают, что умножением зла в мире вынудят Господа положить конец свету. Как будто Всевышнего можно к чемуто принудить! Или будто Он по немощи и незнанию запаздывает, откладывая конец света! Послушай, что пишет об этом Апостол Петр: Не медлит Господь (исполнением) обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Придет же день Господень, как тать ночью (2Пет.3:910). То есть конец света произойдет в определенное время, которое Господь держит в Своей власти. Даже если ктото хочет, чтобы поскорее настал конец света, всетаки не смей чинить зло, умножать зло, радоваться злу, чтобы свершилось добро. Апостол Павел завещал Тимофею соблюсти заповедь чисто и неукоризненно до явления Господа нашего Иисуса Христа. Значит, и мы должны до конца придерживаться заповедей Христа, какие бы времена ни настали. А одна из главных Его заповедей есть любовь к людям. Какую же горькую любовь к людям имеют те, что желают, чтобы люди стали как можно грешнее, как можно подлее, чтобы отпали от Бога, чтобы умножились безбожники, мерзавцы, смутьяны, преступники, грабители, звери! Разве не ясно, что эти учителисамозванцы вскарабкались на челнок сатаны? Видим и мы многие знаки, предсказанные Господом Иисусом Христом, мы не слепые. Однако это не дает нам права приближать день конца света, а еще менее  желать умножения зла в мире, ибо с умножением зла растет число грешников, губящих свои души. А мы, как дети Господа Бога, должны желать того, что и Отец наш Небесный хочет, а именно: чтобы все люди спаслись. Пусть море бушует, и земля трясется, и звезды падают  мы должны оставаться спокойны, предавшись благой воле Творца и желая добра всем людям. Мир тебе и радость от Господа! Письмо девятое. Одному делопроизводителю, который спрашивает: хороша ли внезапная смерть?