БЛАГОВЕСТНИК или ТОЛКОВАНИЕ Блаженного Феофилакта архиепископа Болгарского на СВЯТОЕ ЕВАНГЕЛИЕ

И родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог.

Евреи говорят: почему же родившийся назван не Еммануилом, как сказал Ангел Иосифу, а Иисусом Христом? На это скажи им, что пророк не сказал: «наречешь», но – «нарекут», то есть самые дела покажут, что Он Бог, живущий с нами, ибо Священное Писание дает имена от дел, как, например: «нареки ему имя: Магершелал-хаш-баз» – «скоро плени, нагло расхити» (Ис. 8, 3). Но где кто-нибудь назван таким именем? Поскольку же, как только родился Господь, как бы расхищено и пленено стало обольщение, то и говорится, что Он так назван по делам его. Еммануил же еврейское имя и значит «с нами Бог».

Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою.

Что же сотворил, встав от сна? «И принял жену свою». Евангелист постоянно называет Марию женою Иосифа, устраняя худое подозрение и сказывая, что Она была женою не другого кого, а его. Заметь благоразумие Иосифа! Он тотчас удостоверился и, приняв Деву, стал служить Ей со страхом.

И не знал Ее. [Как] наконец Она родила.

То есть никогда не совокуплялся с Нею, ибо слово «наконец» означает здесь не то, будто только до рождества не знал Ее, а потом познал, но то, что совершенно никогда не познавал Ее. Писание часто так выражается, как сказано: «отлетал и прилетал» ворон в ковчег, «пока осушилась земля от воды» (Быт. 8, 7), но он не возвращался и после сего. Еще Господь сказал: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20). А после скончания разве не будет? Тогда тем паче будет с нами бесконечно.. Так и здесь под словами «наконец родила» разумей: не знал Ее ни прежде, ни после рождения, подобно как и Господь будет с нами не только до скончания, но и, тем более, по скончании века. Да и как Иосиф прикоснулся бы к Пресвятой, когда совершенно знал Ее неизреченное рождение?

Сына Своего первенца.

Называет Его первенцем не потому, будто бы у Нее еще другой какой-либо сын, но просто потому, что Он первый родился, и притом единственный, ибо Христос есть и «первородный», как родившийся первый, и «единородный», как не имеющий брата. И он нарек Ему имя: Иисус. Иосиф и здесь показывает свое послушание, потому что он исполнил все, что сказал ему Ангел Глава вторая Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском. Вифлеем значит «дом хлеба», а Иудея – «исповедание». Да будем и мы через исповедание домом хлеба небесного. Во дни царя Ирода. Евангелист упоминает об Ироде, чтобы ты познал, что от колена Иудина уже прекратились князья и цари и должно было прийти Христу. Ибо Ирод был не иудей, а идумеянин, сын Антипатра от жены аравитянки. Когда же прекратились князи Иудовы, пришел Христос, «покорность народов», как пророчествовал Иаков (Быт. 49, 10). Царя – указывает на сан царя, потому что был еще другой Ирод, четверовластник. Пришли в Иерусалим волхвы. Вопрос: Для чего приходят волхвы? Ответ: Для осуждения иудеев, ибо если волхвы, идолопоклонники, уверовали, то какое извинение остается иудеям? Также и для того, чтобы более просияла слава Христова от свидетельства волхвов, которые больше были враги Божии и служили демонам. С востока.