БЛАГОВЕСТНИК или ТОЛКОВАНИЕ Блаженного Феофилакта архиепископа Болгарского на СВЯТОЕ ЕВАНГЕЛИЕ

И это для осуждения иудеев, ибо те пришли поклониться Ему, несмотря на большое расстояние, а евреи, имея у себя Христа, только гнали Его.

И говорят: где родившийся Царь Иудейский?

Сказывают, что эти волхвы были потомки волхва Валаама и что, найдя его предсказание: «Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава» (Чис. 24, 17), поняли таинство Христово и потому пошли, желая видеть Родившегося.

Ибо мы видели звезду Его на востоке.

Слыша о звезде, не думай, что она была одна из видимых нами, нет, то была Божественная и Ангельская сила, явившаяся в образе звезды. Поскольку волхвы занимались наукой о звездах, то Господь и привел их этим, для них знакомым знаком, подобно как Петра-рыбаря, изумив множеством рыб, привлек ко Христу. А что звезда была сила Ангельская, видно из того, что она ярко светила днем, шла, когда шли волхвы, стояла, когда не шли они, особенно же из того, что она шла с севера, где Персия, на юг, где Иерусалим, но звезды никогда не ходят от севера к югу.

И пришли поклониться Ему.

Эти волхвы были, кажется, весьма добродетельны. Ибо если они пришли поклониться в чужой стране, то могли ли не проповедовать со всею смелостью в Персии?

Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. Ирод смутился, как иноплеменник, боясь потерять царство, ибо знал, что оно не принадлежит ему. Но почему смущаются иудеи? Им надлежало более радоваться, потому что их Царю еще в пеленах пришли поклониться цари персидские. Но злые люди поистине безумны! Они не хотели исследовать пророческих предсказаний. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Первосвященники и книжники были учители народа. Их спрашивают по распоряжению Божию, чтобы показали истину, и потому они подвергнутся осуждению, что распяли Того, Кого прежде признали царем. Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка. Какого пророка? Михея, ибо он говорит: И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных. Этот город не обращал на себя внимания потому, что был мал, но после сделался славен, потому что из него произошел Христос, ибо теперь все от концов земли приходят для поклонения сему святому Вифлеему. Ибо из тебя произойдет Вождь. Хорошо сказал: «из тебя произойдет», а не останется в тебе; ибо Христос не остался в Вифлееме, но по рождении вышел из него и жил большею частью в Назарете. Иудеи говорят, что это предсказано о Зоровавеле, но явно лгут и прельщают себя; ибо Зоровавель родился не в Вифлееме, а в Вавилоне. Вникни в имя его: «Зоро» значит семя и рождение, а «Вавель» – Вавилон, то есть в Вавилоне зачатый или рожденный. Но и пророчество обличает их словами: «Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих. 5, 2). Кого другого «происхождение» и от «дней вечных», как не Христа? Он имел два исхода, или рождения: первое – изначала, искони, от Отца, второе – от дней века, начавшееся от Богородицы, во времени. Пусть же скажут иудеи, искони ли произошел Зоровавель? Но им нечего сказать. Который упасет народ Мой, Израиля. «Упасет», говорит, а не тиранствовать или пожирать будет. Другие, бывшие тогда цари, были не пастыри, но волки и хищники, а Христос есть Пастырь и Наставник, как и Сам говорит: «Я есмь пастырь добрый». «Народ Израиля» – так называет уверовавших как из евреев, так и из язычников, ибо Израиль значит «зрящий Бога», и потому все зрящие Бога суть израильтяне, хотя бы были из язычников. Тогда Ирод, тайно призвав волхвов. Тайно призвал их Ирод, опасаясь иудеев, ибо подозревал, что иудеи, быть может, скроют Младенца и постараются спасти Его как своего будущего избавителя. Поэтому тайно хотел погубить Его.