БЛАГОВЕСТНИК или ТОЛКОВАНИЕ Блаженного Феофилакта архиепископа Болгарского на СВЯТОЕ ЕВАНГЕЛИЕ

Выведал от них время появления звезды.

То есть тщательно разведывал; потому что звезда явилась волхвам прежде рождения Господа. Так как им надлежало употребить много времени на путешествие, то звезда явилась им задолго, чтобы они могли поклониться Ему, когда Он был еще в пеленах. Впрочем, некоторые говорят, что звезда явилась им во время самого рождения его и что волхвы шли два года и нашли Господа с матерью не в пеленах и не в яслях, а в доме, когда Ему было уже два года. Но ты лучше держись вышесказанного.

И, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце.

Не сказал: о царе, а о «Младенце», потому что не терпел и имени царя, чем и показал, как он свирепствовал на Него.

И, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли.

Не имея в себе злонамеренности, они думали, что и он говорит не злонамеренно.

[И] се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними.

Звезда, но распоряжению Божию, скрывалась ненадолго, для того чтобы они спросили иудеев и привели в смущение Ирода, а истина сделалась очевиднее. Но когда они вышли из Иерусалима, она опять явилась и стала руководить их. Отсюда опять видно, что это была сила божественная, а не обыкновенная звезда. Как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. И это было чудное знамение: звезда сошла с высоты и, приблизившись к земле, указала им место. Ибо если бы она показалась им на высоте, то как могли бы они безошибочно узнать место, где был Христос? Звезды занимают большое пространство. Поэтому и ты видишь луну, как будто она над твоим домом, а мне кажется, будто она стоит над моим домом, да и вообще всем представляется, что луна или другая звезда стоит над их домом. Поэтому и та звезда не указала бы Христа, если бы не сошла вниз и не стала как бы над самою главою Младенца. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою. Возрадовались тому, что не ошиблись, а нашли, чего искали. И, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его. Тотчас по рождении Дева положила Младенца в яслях, потому что не нашла тогда дома. После, вероятно, нашли дом, в который вошли к ним волхвы. Ибо пришли в Вифлеем, как говорит и Лука, чтобы там записаться в перепись, но по причине многочисленного стечения народа для записания себя сначала не нашли дома, и поэтому Господь родился в вертепе; впоследствии же нашли дом, где Он и виден был волхвами. И, пав, поклонились ему. Вот просвещенные души! Видели Его в бедности и поклонились Ему. Они удостоверились, что это Бог, поэтому и принесли Ему дары, как Богу и как человеку. Ибо слушай: И, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. Золото принесли Ему как царю, потому что царю даем мы, как подданные, золото. Ливан1 – как Богу, ибо пред Богом воскуряем фимиам. Смирну – как имеющему вкусить смерть, ибо иудеи при погребении намащали тело умершего смирною, чтобы оно оставалось нетленным, потому что смирна, будучи суха, сушит влагу и не позволяет появляться червям или гниению. Видишь ли веру волхвов? Они из Валаамова пророчества узнали, что Господь и Бог и Царь и что Он умрет за нас. Но выслушай и пророчество Валаамово: «Преклонился, лежит как лев» (Чис. 24, 9) – вот царское достоинство, означаемое под образом льва, а выражение «преклонился» означает умерщвление. «Благословляющий тебя благословен» – вот божеское достоинство, потому что истинную силу благословения имеет только божественное существо. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою. Заметь последовательность! Бог сперва звездою привел волхвов к вере; потом, когда пришли в Иерусалим, через пророка сказал им, что Христос рождается в Вифлееме; наконец, дал им наставление через Ангела. И они повиновались наставлению, то есть божественному слову. Таким образом, «получив во сне откровение», то есть получив наставление от Бога, поругались Ироду, не побоялись и преследования его, но положились на силу Рожденного и сделались истинными свидетелями. Когда же они отошли, – се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его. Вот для чего Бог попустил Деве быть обрученною! Здесь видно, что это сделал Бог, чтобы Иосиф внимательно заботился о Ней. Но не сказал уже: «возьми жену твою», а «Матерь Его». Потому что, как подозрение уже рассеялось и праведник уверился из чудес рождения, что все – от Духа Святого, то уже и не называет Ее женою его. И беги в Египет.