БЛАГОВЕСТНИК или ТОЛКОВАНИЕ Блаженного Феофилакта архиепископа Болгарского на СВЯТОЕ ЕВАНГЕЛИЕ

Здесь показывает нам кратчайший путь к добродетели, поскольку мы, как люди, по себе знаем, что должны делать другим. Так, если хочешь, чтобы тебе благотворили, сам благотвори; если хочешь, чтобы тебя любили враги, люби сам врагов; если хочешь, чтобы тебе никто не досаждал, не досаждай и ты никому; если хочешь, чтобы тебя все любили, и ты люби всех. Вообще, чего не любишь сам, того не делай другим, в сем случае закон Божий и пророки говорят то же, что повелевает нам и закон естественный.

Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими.

Тесными вратами называет искушения, как произвольные, например пост, бдение, вольную нищету, странничество и другие, так и непроизвольные, каковы узы, гонения, лишение имения, славы, детей, болезнь, раны и прочее, что Иов и нехотя потерпел. Как человек тучный или с большой ношей не может пройти узким местом, так и сластолюбивый или богатый. А идут широким путем. Вместе словами «врата» и «путь» показывает и то, что как теснота временна, так и широта скоро преходяща. Ибо кто терпит обиды, тот как бы проходит только сквозь некоторые ворота; равно и сластолюбивый, предаваясь сластолюбию, проходит как бы только некоторый путь. Но как то и другое временно, то выбирай лучшее.

Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.

Слово «что» означает удивление. Господь дивится: «Ах, как узки врата!» – то есть как прискорбна добродетель!

Вопрос: Как же в другом месте Он говорит: «бремя мое легко»?

Ответ: «Бремя Его легко» по причине будущих воздаяний. Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Еретики обыкновенно бывают хитры и притворны, поэтому говорит: «Берегитесь (будьте осторожны)». Они предлагают сладкие речи и являют, по-видимому, житие честное, между тем внутри или в сердце их скрывается уда. Под овечьей одеждою разумеется и та кротость, какою пользуются некоторые лицемеры для того, чтобы обласкать и обольстить. Они узнаются по плодам своим, то есть по делам и жизни. Хотя бы они (для других) на время и скрывались, но для внимательных всегда бывают явны. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Лицемеры суть терновник и репейник: терновник, потому что уязвляют тайно, репейник как хитрые и находчивые. Под злым же, то есть поврежденным, древом разумеется всякий, кого растлевает изнеженная и распутная жизнь, кто имеет дела лукавые и смрадные, неприятные Богу. Но может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Пока оно зло или испорчено, не может; если же переменится и освободится от порчи, может приносить добрые плоды, потому что всякий человек от своей воли бывает или худ или добр. Заметь же, Господь не сказал: никогда не будет в состоянии приносить добрые плоды, но только дотоле, пока испорчено. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак по плодам их узнаете их. Это направляет против иудеев, как и Иоанн говорит им то же (выше гл. 3, ст. 10). Человека сравнивает с древом, поскольку, если захочет, может быть привит от бесплодного греха к добродетели, подобно как прививают бесплодное дерево, чтобы было плодоносно. Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдете Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Здесь словами: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» – объявляет Себя Богом». Далее, словами «исполняющий волю», научает нас, что, ежели мы будем иметь веру без дел, не получим от того никакой пользы, ибо не сказал: сотворивший волю однократно, но – творящий оную до самой смерти. Не сказал притом – волю Мою, чтобы не соблазнить слушателей, но – «волю Отца Моего», хотя нет сомнения, что воля у Отца и Сына одна. Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие». В начале проповеди многие изгоняли бесов, хотя были между ними и недостойные; и демоны обращались в бегство собственно от имени Иисуса. Благодать действует и через недостойных, так как мы, например, освящаемся и через недостойных священников: и Иуда творил чудеса, и сыны Скевы. Что же касается до слов: «никогда не знал вас», то это значит: Я не любил вас за лукавое сердце ваше и тогда, когда вы именем Моим творили чудеса; знанием здесь называется любовь.