В.М. Острецов-ЧЕРНАЯ СОТНЯ И -КРАСНАЯ СОТНЯ-МОСКВА -ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО-Военно-патриотическое литературное объединение

Конечно, здесь много полемической страсти, резких обвинений, порой незаслуженных, но и та сторона, которая провоцировала эти кровавые события, состояла далеко не из одних только невинных голубков. С той стороны была наглая ложь и кошачий концерт левой прессы и парламентских фракций. Может быть, сегодня кому-то и кажется, что оплевывание национальных святынь — это пустяк, но тогда это так никому не казалось. Может быть, сегодня мало кто знает, что такое власть историческая, что такое русская Церковь. Но тогда это были не пустые слова. В них был смысл существования всего народа. А те, кто издевался над иконами и глумился над царскими портретами, писал похабщину на Великих княгинь, кричал: «Долой Церковь!», кто дразнил народное чувство чести, на что он рассчитывал? На что вообще можно рассчитывать, если издеваешься над народом? Чего хотели эти «сознательные» и чаще не русские «освободители»? Неужели, писали в то время правые газеты, кто-нибудь верит, что евреи-революционеры мечтают о счастье русского народа? А если мечтают, то почему не спросят у народа, чего он хочет, а вместо этого делят всех на «темную толпу», куда попадают все скопом православные и монархисты, и на «сознательных», имеющих право устанавливать свою власть над народом? И почему так получилось, что внизу «темные» русские, а вверху «сознательные» Свердловы? Правда, в то время еще сильно винили в склонности к революциям армян. Среди думцев бросалось в глаза большое количество выходцев из Грузии, русофобов.

В 1905-1907 гг. движение правых было всенародным. В это время народ, брошенный властями, сам организовался и повел беспощадную борьбу с крамолой. В провинции, даже в деревнях, возникают Дружины борьбы с крамолой. В феврале 1905 г. Общества националистов Киева, Херсона, Кишинева, Бендер, Аккермана и других городов Юга России распространяют прокламации. В Херсоне образовалось тайное Общество для поддержания устоев существующего режима. В Екатеринодаре возникло Общество кречетов. Очень активное общество возникло в Житомире и Бессарабии по инициативе П. Крушевана — Бессарабская патриотическая лига. Ее цель — пропаганда, критика членов революционных партий, возбуждение в массах враждебного отношения к агитации революционных партий, сообщение полиции о преступной деятельности членов революционных партий. Лига издавала газету «Друг». В Прибалтийском крае возник Кружок борьбы с крамолой. В Твери в мае 1905 г. образуется «Народный Союз», ведущий активную разъяснительную работу среди солдат и рабочих.

В Петербурге отделение Московской патриотической лиги, возникшей в эти дни, передает в полицию список крамольников из 3-х тысяч человек. Всевозможные общества борьбы с бунтом возникают в Приднепровье в течение лета 1905 г. В Тифлисе (Тбилиси) железнодорожные рабочие образуют Патриотическую лигу. В Богодухове Харьковской губернии возникло Братство борьбы с крамолой. В Феодосии — Лига патриотов. В Холмской губернии начинает действовать общество «Самодержавие и Церковь». В Тамбове около 400 железнодорожных рабочих вступают в монархическую организацию. Особенно массовой была созданная рабочими Иваново-Вознесенска Самодержавная народно-монархическая партия. Это они, рабочие этой партии, пообещали летом 1906 г. расправиться с рабочими Ярославля, если те вздумают бунтовать. Это они послали свою депутацию к Императору в феврале 1906 г. Государь тогда сказал слова, которые стали лозунгом всех правых партий: «Самодержавие мое останется таким, каким оно было встарь». В Киеве, кроме Русской Монархической партии и «Союза Русских людей», в эти же дни возникает Киевский патриотический рабочий союз, а позже общество «Двуглавый орел». Более тысячи рабочих, преимущественно железнодорожных мастерских, вступает в Союз за Царя и Порядок. В Нижнем Новгороде возникло общество «Белое Знамя». Большую роль в последующем сыграли создатели Курской народной партии граф Доррер, кн. Касаткин-Ростовский, Н. Е. Марков. Здесь возникла боевая дружина численностью около 500 человек. В Туле железнодорожные рабочие образуют союз «За веру и царя».

В течение зимы и весны 1905 г. более чем в 60 городах благодаря неутомимой деятельности Грингмута возникают отделения Монархической партии. В Вильне и Минске — «Окраинный Русский Союз». В Астрахани и Саратове появилась Народно-Монархическая партия под руководством знаменитого Нестора Николаевича Тихоновича-Савицкого. До последней минуты, даже когда уже понял, что правительство предало Белое Знамя, он оставался верея идее и Царю; прекрасно сознавая, что Царь слишком слаб, чтобы удержать это знамя в руках, он до последней минуты продолжал бороться. Его газета «Русская правда» доставила немало хлопот кадетствующему губернатору Астрахани.

Все эти общества и партии возникают как раз в тот момент, когда правительство и его администрация, по существу, отказались от борьбы. Они возникают по самостийному порыву, как и в 1612 г. Возможно, если бы в тот момент правительство вовсе исчезло, как тогда, три века назад, то народ создал бы новую власть, более действенную. Теперь же приходилось бороться одновременно и с революцией, и с кадетствующими, то есть сочувствующими революции губернаторами, министрами, градоначальниками, даже с Думой. Получалась странная ситуация: для того, чтобы спасти Русское национальное государство, нужно было бороться с правительством Царя, что было принципиально невозможно. За Царя — против его правительства!.. В этом трагедия страны.

Подлинной массовой организацией, сплотившей и поглотившей многие другие провинциальные правые движения, стал Союз Русского Народа. Ему быстро удалось сплотить такие чисто дворянские организации, как Союз русских патриотов и Союз земледельцев (основан 14 сентября 1905 г. на Учредительном съезде в Саратове), а равно и такие народные по своему социальному составу организации, как Общество Хоругвеносцев, Общество активной борьбы с революцией, нижегородское «Белое знамя» и сотни других. Впрочем, правые организации не были административно подчинены центру, и даже в пределах одного отделения централизация была умышленно слабой. Личные убеждения не должны были подавляться администрированием. Но все правые организации в это время выступали заодно. Многие члены Союза Русского Народа входили одновременно в разные монархические общества, а сами общества возникали, распадались на новые с новыми названиями и так далее. Вступление в Союз Русского Народа было простым. Письменное, а иногда и устное заявление о приеме, членский взнос — 50 копеек в год, участие в жизни Союза по желанию. Выход из организации тоже не требовал никакой формальности. Достаточно было устного заявления.

Создание Союза Русского Народа связано с именем А. И. Дубровина. По профессии врач, практикующий по преимуществу среди богатых евреев, он до 1905 г. ничем не проявлял своей политической активности. Но постепенно он знакомится со многими правыми деятелями из Русского Собрания и «Союза Русских людей», сам бывает на различных собраниях и митингах. Постепенно вокруг него образуется кружок единомышленников. Это художник А. А. Майков (сын поэта), проф. римского права Б. Никольский, член Русского Собрания, специалист по иудаизму и масонству Бутми, уже знакомый нам П. Ф. Булацель, С. И, Тришатный и другие. В конце октября 1905 г. эта группа оформляется в Союз Русского Народа. 8 ноября состоялось первое организационное собрание членов Союза. А уже 21 ноября 1905 г. состоялся первый массовый митинг в зале Михайловского манежа, организованный Союзом.

Устав общества был зарегистрирован 7 августа 1906 г. в С.-Петербурге. В первом разделе — «Цель Союза» — говорилось: «Союз Русского народа постановляет себе неуклонной целью развитие национального русского самосознания и прочное объединение русских людей всех сословий и состояний для общей работы на пользу дорогого нашего отечества — России единой и неделимой». Во втором отделе («программа») читаем: «Благо родины — в незыблемом сохранении православия, русского неограниченного самодержавия и народности». В следующем пункте: «Русский народ — народ православный, а потому православной христианской Церкви, которая должна быть восстановлена на началах соборности и состоять из православных, единоверцев и воссоединенных с ними на одинаковых правах старообрядцев, должно быть предоставлено первенствующее и господствующее в государстве положение». «Самодержавие русское создано народным разумом, благословлено церковью и оправдано историей; самодержавие наше — в единении Царя с народом». Отношение к административной системе, к бюрократии ясно выражено в следующем «примечании»: «Убежденно исповедуя, что благо родины — в самодержавном единения Царя с народом, Союз отмечает, что современный бюрократический строй, заслонивший светлую личность русского Царя от народа и присвоивший себе часть прав, составлявших исконную принадлежность русской самодержавной власти, привел отечество наше к тяжелым бедствиям и потому подлежит коренному изменению... путем учреждения Государственной Думы, как органа, являющего из себя создание непосредственной связи между державною волею Царя и правосознанием народа». Надо признать, что последний пункт касательно Думы был пересмотрен сразу же вслед за выборами в I-ю Думу. Благодаря беспечности правительства в Думу попали откровенно разрушительные силы, призывавшие к пожарам («иллюминациям», по выражению депутата от кадет Герценштейна), радующиеся каждому сообщению об убийстве того или иного должностного лица и требующие социализации всей земли. После первых результатов выборов в Думу все правые партии стали требовать закрытия Думы и образования вместо нее сословного Земского Собора. Но сначала — военная диктатура, объявление страны на чрезвычайном положении и полное искоренение крамолы. И только потом — реформы. Столыпин, как известно, пошел по другому пути. Он получил пулю, — закономерный итог якшания с социалистами. В п. 5 говорится о народности русской и ее положении в России: «Русской народности, собирательнице земли Русской, создавшей великое и могущественное государство, принадлежит первенствующее значение в государственной жизни и в государственном строительстве. Примечание 1. Союз не делает различия между великороссами, белороссами и малороссами.