И. В. Олейник, В. А. Соснин-ТОТАЛИТАРНАЯ СЕКТА: КАК -ПРОТИВОСТОЯТЬ ЕЕ ВЛИЯНИЮ-Олейник И. В., Соснин В. А. Тоталитарная

Прежде всего секты отвлекают внимание от основных признаков тоталитарности (о них шла речь в первом разделе) и провоцируют на обсуждение неспецифических признаков. Акцентирование вторичных признаков позволяет адептам деструктивных культов строить формальное доказательство, что по большому счету нет никакой принципиальной разницы между их культами и традиционными религиями. В частности, часто используются следующие аргументы:

• мировые религии на начальном этапе своего развития сами были сектами;

• все религии без исключения стремятся к властному влиянию;

• во всех религиях часть верующих уходит от мирской жизни и сосредотачивается на исполнении мистических ритуалов;

• в деятельности каждой церкви присутствует коммерческая составляющая, поскольку служители любого культа организуют сбор средств со своих прихожан;

• среди последователей каждой религии есть люди с признаками деградации личности («все люди греховны, а грех — это духовное заболевание»);

• среди служителей всех религий есть свои «паршивые овцы», по скандальному поведению которых не следует отрицательно судить обо всем учении (и соответственно не нужно приписывать пороки и преступления отдельных людей тем общностям, к которым они принадлежат).

Отвлекая обвиняющих на богословские споры и доказывая, что их культы ничуть не хуже традиционных религий, пропагандисты тоталитарных сект стремятся свести все к выводу о том, что обвинения в адрес их организаций — не более чем проявление религиозной нетерпимости, нарушение свободы совести и инструмент борьбы традиционных церквей за ускользающую от них паству. Но деструктивным культ делает не содержание религиозных учений само по себе, а то, что секта совершает с личностью основной массы верующих. Тоталитарность культа распознается вовсе не по имени Бога, а по тому, применяется ли в ней многократный и многоуровневый обман, используется ли психологическое насилие, зомбирование, шантаж, вымогательство и т. п. Адвокаты тоталитарных культов в своей аргументации «похожести» секты на традиционные конфессии стремятся уйти от обсуждения этих тем. Поскольку деструктивность и преступность деятельности секты определяется по основным (специфическим) признакам, то именно их и стараются скрыть ее адепты. Однако многочисленные материалы судебных процессов по эпизодам деятельности тоталитарных культов как за границей, так и в нашей стране дают убедительные свидетельства несостоятельности их аргументов. Об отношении Российского государства к тоталитарным сектам Несмотря на многолетнюю историю деятельности асоциальных культов в России, само понятие «тоталитарная секта» до сих пор является в нашей стране весьма размытым, а явление морально осуждаемым, но при этом юридически ничтожным и не преследуемым государством во избежание нарушения Закона РФ «О свободе совести и религиозных организациях». Создается впечатление, что российское руководство ждет, когда же наконец накануне очередного озвученного лидером какой-нибудь тоталитарной секты «конца света» произойдет массовое самоубийство верующих или еще более шокирующее своей неадекватностью событие. Если в России произойдет «религиозный "Норд-Ост"», «религиозный Беслан», что-то вроде газовой атаки в Токио, совершенной по приказу лидера секты «Аум Синрикё», или подготовки к массовому самосожжению адептов «Белого братства», тогда, возможно, под впечатлением масштабной трагедии государством будут приниматься какие-то меры. А пока трагедии, связанные с деятельностью деструктивных культов, хоть и происходят ежедневно и привычно, но разрозненно и как-то недостаточно впечатляюще для общественного мнения.