И. В. Олейник, В. А. Соснин-ТОТАЛИТАРНАЯ СЕКТА: КАК -ПРОТИВОСТОЯТЬ ЕЕ ВЛИЯНИЮ-Олейник И. В., Соснин В. А. Тоталитарная

Наше государство склонно занимать более-менее определенную позицию в отношении всей организации, только когда возникают проблемы, связанные с ее претензией на властное влияние в стране (как, кстати, и в случае с мошеннической корпорацией «МММ»). А если угрозы касаются интересов рядовых граждан, то федеральным и региональным политикам удобнее занимать позицию невмешательства под предлогом «демократической» равноудаленности от всех конфессий.

Вместо заключения

Прежде чем отнести книгу в издательство, мы попросили ознакомиться с этим текстом довольно широкий круг своих знакомых в научной среде и не только. Некоторые отзывы для нас оказались довольно неожиданными: в них прозвучал упрек в том, что мы вольно или невольно написали… гимн всемогуществу тоталитарных сект. В результате вышло мало позитивного и конструктивного. Прочитаешь — становится страшно жить, возникает ощущение беспомощности и т.д., и т.п.

Думаем, что подобной непосредственно-негативной реакции на нашу книгу не избегнут и многие читатели. Поэтому мы сочли нужным объяснить этот психологический эффект. Пожалуй, доступнее всего это сделать через аналогии, связанные с медициной.

В профессиональных кругах есть такое понятие, как «болезни третьего курса». Возникло оно в медицинских вузах, где первые два курса штудируют общетеоретические дисциплины и только с пятого семестра приступают к изучению конкретных болезней. В это время студенты находят у себя симптомы всех или почти всех болезней, которые проходят по учебной программе. Пятый семестр для студентов-медиков — пора крайнего беспокойства за свое собственное здоровье, изнурения примериванием на себя чуть ли не всех известных мировой медицине хворей. На самом деле, просто это период, в который студенты уже узнали о конкретных признаках возможной опасности, но еще не имеют навыков детального распознавания и отражения этой опасности.

Если кому-то покажется, что тоталитарные секты всемогущи и бороться с ними бесполезно, задайте себе контрольный вопрос: «А микробы и вирусы всемогущи или нет?» Мы живем в окружении болезнетворных микроорганизмов. Но губительными они становятся для нашего здоровья только при превышении допустимого порога концентрации, за которым кончается наша биологическая защита. В больших сообществах по тем или иным причинам всегда найдется какое-то число людей, стремящихся полностью уйти от свободы выбора и связанной с ней ответственностью. А раз есть спрос на уход от свободы, найдутся и технологи религиозных или политических форм тоталитаризма, которые этот спрос будут удовлетворять. Поэтому в любой стране деструктивные культы как социально-психологическое явление той или иной степени распространенности неистребимы до конца, точно так же как в целом неистребимы возбудители инфекций вокруг нас. Но это отнюдь не означает бессмысленность работы врачей и бессмысленность работы специалистов, противодействующих тоталитарным сектам. Плохо контролируемый страх перед тоталитарными сектами или другими опасными явлениями — это нормальная и вполне объяснимая психологическая реакция человека на новую информацию о возможных угрозах. Человек понимает, что у него недостаточно знаний и умений, чтобы гарантированно уменьшить опасность или вообще ее избежать, сделать так, чтобы его естественный страх «ушел в руки». Разумеется, подавляющее большинство граждан никогда не станут профессионалами в сфере борьбы с деструктивными культами. Что же им остается делать, чтобы защитить себя при контактах с этой агрессивно затягивающей средой? В общем, по большому счету примерно то же самое, что и для защиты своего физического здоровья при угрозе инфекций. Нужно стремиться повышать свой «духовный иммунитет» и по возможности избегать контактов с «инфицированными» деструктивным культом людьми. А если уж произошло «заражение» вас или ваших близких, то не рассчитывайте на эффективность «самолечения» — обращайтесь к людям, имеющим конструктивный опыт «лечения» в этой сфере. Приложение 11. Материалы для работы с подростками Шесть слагаемых работы секты