Kniga Nr1247

Чем ясно показал, что хотя первый народ (т.е. иудейский) перестанет приносить жертвы Богу, но будет приноситься Ему жертва на всяком месте, и притом чистая, и имя Его будет прославляться между язычниками 55» .

«Итак, поскольку Церковь приносит в чистоте, то дар ее справедливо приемлется у Бога, как чистая жертва. Ибо мы должны приносить жертву Богу и во всем оказываться благодарными пред Создателем, принося начатки творений Его с чистою мыслью и верою без лицемерия, с твердою надеждою и горячей любовью.

А иудеи такой жертвы не приносят, ибо руки их полны крови. Они не приняли Слова, через Которое приносится жертва Богу; не приносят также и все сборища еретиков 56» .

Святой Иустин Мученик говорил: «И приношение пшеничной муки, которую велено приносить за очищаемых от проказы, было образом хлеба Евхаристии, который освящать повелел Господь наш Иисус Христос в воспоминание Своего страдания».

За сим приводит св. Иустин пророчество Малахии (1, 10—11) и далее говорит: «Он, сказав сие, предсказал то, что мы, язычники, приносим Богу жертвы на всяком месте, то есть приносим хлеб Евхаристии и чашу Евхаристии. И мы имя Его прославляем, а вы оскверняете 57» .

Священномученик Киприан, епископ Карфагенский, писал: «Кровь Христова не приносится, если нет в чаше вина, и освящение жертвы Господней совершается неправильно, если приношение и жертва не будет соответствовать страданию. Ибо если Иисус Христос, Господь и Бог наш, Сам есть великий Священник Бога сперва Самого Себя принес в жертву Отцу и заповедал делать сие в воспоминание о Нем; то явно, что тот священник истинно представляет Христа, который подражает тому, что сделал Христос. И он тогда лишь приносит в Церкви истинную и полную жертву Богу Отцу, когда приносит так, как приносил Сам Христос» 58.

Святитель Григорий Нисский учит: «Располагающий все Своею властью не ожидал определения Пилата, но тайным, невидимым для людей образом священнодействия принес Самого Себя в приношение и жертву за нас. Он Священник и вместе Агнец Божий, взявший на Себя грех мира (Ин. 1, 29). Когда Он сделал это? Когда собранным ученикам дал в пищу Свое Тело и в питие Кровь; тогда ясно открыл, что совершилось жертвоприношение Агнца» 59.

Святитель Иоанн Златоуст: «Не приносим ли мы жертвы каждый день? Приносим, но совершая воспоминание смерти Его. И эта жертва одна, а не многие. Как одна, а не многие? Ибо мы всегда Того же приносим, не ныне одного агнца, а завтра другого, но всегда Того же. Следовательно, это одна жертва. Итак, поелику во многих местах приносится жертва, то можно ли думать, что Христос не один? Никак. Он везде один Христос, и здесь полный, и там полный — одно Тело. Приносимый во многих местах, Он есть единое Тело, а не многие тела. Так и жертва одна. Это Первосвященник наш принес жертву, очищающую нас; ту же жертву, которая тогда была принесена, приносим и мы ныне: она не истощается. Сие бывает в воспоминание случившегося тогда. Сие творите,— сказал Христос,— в Мое воспоминание. Не иную жертву, как некогда первосвященник, но ту же всегда приносим или, лучше, совершаем воспоминание той жертвы 60» . Святой Иоанн Дамаскин учит: «Мелхиседек, священник Бога Вышнего, с хлебом и вином встретил Авраама, возвращавшегося после поражения иноплеменников (Быт. 14, 18). Та трапеза прообразовала сию таинственную трапезу; равно как и тот священник был прообразованием и изображением истинного Первосвященника, Иисуса Христа. Ибо сказано: Ты ecu Иерей во век по чину Мелхиседекову (Пс. 109, 4; Евр. 5, 4—6). Хлеб сей изображали также и хлебы предложения. Это есть та чистая бескровная жертва, о которой Господь сказал через пророка Малахию, что ее будут приносить Ему от востока солнца до запада» (Мал. 1, 10) 61. Припомните, братия, выше изложенное учение Вселенских Соборов о бескровной жертве. На Первом Вселенском Соборе, бывшем в Никее, св. Отцы говорили: «Вознося ум горе' верою, должны мы разуметь, что на священной трапезе лежит Агнец Божий, взявший на Себя грех мира (Ин. 1, 29), приносимый в жертву священниками». В деяниях Третьего Вселенского Собора, Ефесского, читаем: «Мы совершаем в церквах бескровное жертвоприношение, и таким образом приступаем к таинственным благословенным Дарам и освящаемся, причащаясь святого Тела и честной Крови Христа, искупившего всех». На Седьмом Вселенском Соборе Св. Отцы, в опровержение лжеучителей, свидетельствовали: «Никто из труб Духа, т.е. апостолов, или достославных Отцов наших бескровную жертву, совершающуюся в воспоминание Христа Бога нашего и всего домостроительства спасения, не называл образом Тела Его». И несколько ниже: «Ясно показано, что ни Господь, ни апостолы или отцы бескровную жертву, приносимую священником, никогда не называли образом, но Самым Телом и Самою Кровью 62» . Кроме столь многих свидетельств о Евхаристии как жертвоприношении Богу (они все не могут быть приведены в краткой беседе), Святая Вселенская Церковь самым действием бескровного жертвоприношения, от начала ее и доныне непрерывно продолжающемся во всех странах вселенной, где только есть православные христиане,— всегда исповедует и возвещает сию истину всем верным чадам своим. Литургия вся есть как бы одно действие бескровного жертвоприношения. Все части ее от начала до конца направляются к одному главному и высочайшему действию — таинственному освящению Даров и приношению их в жертву Богу.