Протоиерей Иоанн БАЗАРОВ БИБЛЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ

1. О творении

Сначала ничего не было, кроме Бога. Он восхотел сотворить мир, и мир явился из ничего, по слову Его. Бог мог бы все сотворить в одно мгновение, но Ему угодно было, чтобы небо и земля явились во всем своем великолепии не вдруг, но постепенно. Шесть дней употребил Господь Бог на творение, и вот в каком порядке происходило это творение.

Сначала Бог сотворил небо и землю. Но это было не то небо, которое мы ныне видим, и не та земля, на которой мы теперь живем. То была неустроенная смесь всего, и над этою смесью лежала тьма. Тогда Бог сказал: «Да будет свет!» И стал свет. Бог отделил свет от тьмы, и после первого вечера настало первое утро; и это был первый день мира. Вторым творением Божиим была твердь небесная, которая ныне окружает нашу землю. Бог разделил воду, которая над твердью, от воды под твердью; самую же твердь назвал Он небом. И опять после вечера настало утро – день второй. Затем Бог отделил на самой земле воду от суши и повелел из земли вырасти траве, растениям и плодовитым деревьям. Это было в третий день. В четвертый день сотворил Бог светила небесные, которые должны были служить нам к определению времени, дней и годов, а именно: светило великое, сияющее днем, и светило малое, светящее ночью, то есть солнце и луну, а также и звезды. В пятый день Бог сотворил рыб и все движущееся в воде, а равно всякого рода птиц, летающих по воздуху и живущих на земле, и благословил их, сказав: «Плодитесь и умножайтесь». В шестой день сотворил Бог зверей земных, каждого по роду своему. Наконец, Бог сказал: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию, и да обладает рыбами морскими, и птицами небесными, и зверями, и всею землею». И сотворил Бог человека по образу Своему, взяв персть от земли и вдунув в нее дыхание жизни. Потом, во время глубокого сна Адама, Господь вынул у него одно ребро и сотворил из него жену человеку. Благословляя Адама и Еву, Господь сказал им: «Плодитесь и размножайтесь; наполняйте землю и обладайте ею». И взглянул Господь на все, что Он сотворил, и все то было весьма хорошо. Настал день седьмой. Этот день назначался для радости и покоя, ибо Сам Господь благословил день седьмой и освятил его, потому что Он почил в этот день от всех дел Своих, которые Он творил.

2. Грехопадение

Для жилища человека Бог насадил рай сладости или сад на земле и ввел туда Адама, приказав ему возделывать и хранить оный. В раю было много деревьев всякого рода, на которые было весело смотреть, а тем приятнее есть плоды с них. Но особенно были замечательны два дерева, стоявшие посреди этого сада Божия: то были дерево жизни и дерево познания добра и зла. Вкушая от плодов первого, человек мог жить и никогда не бояться смерти. А о втором дереве Господь Бог сказал Адаму: «Ты можешь есть плоды от всех дерев в раю, только от дерева познания добра и зла не должен есть плодов: ибо в тот день, в который вкусите от него, смертью умрете». Но враг рода человеческого, диавол, нашел средство ввести в грех человека; для сего он избрал в орудие мудрейшее из всех животных на земле – змея. Вошед в него, он обратился к жене с такими хитрыми словами: «Что Бог сказал: вы не должны есть ни от какого дерева в раю?» Ева отвечала: «Мы едим плоды с деревьев райских, но о плодах дерева, что посреди рая, сказал нам Бог: не ешьте от него и не прикасайтесь к нему, чтобы не умереть вам!» Тогда змей сказал: «Нет, вы не умрете! Но Бог знает, что с того дня, как вы вкусите от плодов этого дерева, вам откроются глаза и вы сами будете как боги, вы будете знать, что добро и что зло». Жена взглянула на дерево и соблазнилась. «Как хороши должны быть плоды этого дерева, – думала она про себя, – когда от них можно сделаться такими разумными!» И вот она сняла плод с запрещенного дерева и съела; потом дала мужу своему, и тот съел. Тогда открылись у них глаза – и первое, что они уразумели, было то, что были наги. Ими овладело невольное чувство стыда, которого они прежде не знали, и они, связав несколько смоковных листьев, опоясались ими. День склонялся уже к вечеру. И вот слышат они глас Господа Бога, Который шел в саду. От страха и стыда Адам спрятался с женою своею от Лица Божия за деревом среди рая.

Господь же Бог позвал Адама и сказал: «Адам, где ты?» Адам отвечал: «Я слышал глас Твой в раю и убоялся, потому что я наг; и оттого скрылся». Бог же сказал ему: «Кто бы сказал тебе, что ты наг, если бы ты не ел с того дерева, о котором одном Я заповедал тебе, чтобы ты не вкушал плодов от него?» Тогда Адам сказал: «Жена, которую Ты мне дал, подала мне плод с того дерева, и я ел». Тогда сказал Бог жене: «Зачем ты это сделала?» Жена отвечала: «Змей прельстил меня, и я ела». Тогда говорит Господь Бог змею: «За то, что ты сделал это, будь проклят между зверями! На чреве твоем будешь ползать и есть землю во всю жизнь свою! И вражду положу между тобою и женою, между семенем твоим и ее семенем. Тот сотрет тебе главу, а ты уязвишь Его в пяту». Жене же сказал: «Многие скорби пошлю на тебя: в болезнях будешь ты рождать детей твоих, воля твоя подчинена будет мужу, и он будет господствовать над тобою». И Адаму сказал: «Поелику ты послушался голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе и говорил: ты не должен есть от него, – да будет проклята земля тебя ради, в печали будешь ты питаться от нее во всю жизнь свою! Терние и репейник произрастит она тебе. В поте лица твоего будешь есть хлеб твой, пока не возвратишься в землю, из которой взят: ибо ты – земля и в землю отойдешь!» И изгнал его Господь из рая сладости; и приставил херувима, который пламенным мечом возбранял ему путь к дереву жизни.

3. Братоубийство

Первого из сыновей Адамовых звали Каином, а второго Авелем. Каин обрабатывал землю, а Авель был пастухом. Однажды оба они приносили жертву Господу: Каин от плодов земли, Авель же от первородных своего стада. Но Господу Богу угодно было принять жертву Авелеву, а Каинову отвергнуть, потому что Авель приносил свою жертву с верою, сердце же Каина было нечисто, и в нем гнездилась зависть. Тогда Каин почувствовал досаду, и лицо его изменилось от злобы. Но Господь сказал Каину: «Что ты досадуешь? И зачем исказилось лицо твое? Смотри, грех уже у дверей! Но не давай ему воли над собою, и ты с ним совладаешь!» Каин же, затаив злобу в сердце, вывел брата своего Авеля в поле и там убил его. Тогда Бог говорит Каину: «Где брат твой Авель?» Каин отвечал: «Я не знаю! Разве я сторож брату моему?» Бог же сказал ему: «Что ты сделал? Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли. Будь же проклят ты от земли, которая отверзла уста свои, чтобы принять от рук твоих кровь брата твоего. Сколько ни будешь ты обрабатывать землю, она не даст тебе плода. Ты будешь изгнанником и пришельцем на земле». На это Каин говорит Господу: «Слишком велик грех мой перед Тобою, и не может он быть прощен. Первый, кто встретится со мною, умертвит меня». Но Господь сказал: «Нет!» – и положил знамение на Каина, чтобы никто не убил его. Тогда Каин удалился от Лица Божия с женою своею. Вскоре у него родился сын Енох. И когда Каин построил город, то назвал его, по имени этого сына, Енохом. Между тем, когда Адаму было двести тридцать лет, Бог утешил его в потере Авеля рождением другого сына, которого Адам назвал Сифом. После сего Адам жил еще семьсот лет и имел у себя много сыновей и дочерей. Наконец он скончался, прожив на земле 930 лет. 4. Потоп Потомство Адамово быстро размножилось на земле. К этому особенно способствовало долголетие первых людей. Некоторые из них жили до девятисот лет и более; самую долговременную жизнь имел на земле Мафусаил, который умер 969-ти лет. Но по мере размножения рода человеческого увеличилось и зло на земле. Нечестивое потомство Каиново скоро заразило доброе племя Сифово, и люди стали помышлять только о зле, забывая Бога, сотворившего их. Тогда Бог сказал: «Не пребудет более Дух Мой с родом сим, ибо они сделались плотскими. Дам им еще сроку сто двадцать лет и потом истреблю на земле людей, которых Я сотворил». Один Ной обрел благодать у Господа, потому что он был муж благочестивый и вел жизнь благоугодную. Посему Бог сказал Ною: «Сделай себе ковчег 300 локтей в длину, 50 локтей в ширину и 30 локтей в высоту и устрой в нем отделения: ибо Я наведу потоп на земле, ты же войдешь в ковчег с твоими сыновьями, и с женою твоею, и с женами сыновей твоих, и возьми с собою в ковчег всякого рода зверей по паре, дабы семя их не погибло на всей земле; возьми с собою и всякой пищи, чтобы тебе и им иметь пропитание». Ною было шестьсот лет, когда он вошел в ковчег и когда воды потопа устремились на землю. Тогда отворились все ключи подземные и источники небесные разверзлись; полился дождь на землю, который шел сорок дней и сорок ночей. Вода подняла ковчег, и он стал носиться по волнам; вода же все умножалась, так что наконец покрыла собою все горы поднебесные. Тогда все живущее на земле погибло; остались только Ной и бывшие с ним в ковчеге.