Протоиерей Иоанн БАЗАРОВ БИБЛЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ

47. Апостол Павел в Афинах

Находясь в Афинах, Павел сильно скорбел духом, смотря на сей город, исполненный идолопоклонства, а потому начал здесь проповедовать Евангелие и в синагогах иудейских, и на площадях всем встречавшимся. Тогда некоторые из тамошних философов завели с ним спор и, взяв его, повели в Ареопаг, где стали спрашивать его об учении его. Павел же, став посреди Ареопага, начал так: «Афиняне! По всему вижу, что вы очень набожны, ибо, обходя и обозревая ваши храмы, я нашел такой жертвенник, на котором было написано: неизвестному Богу. Сего-то, которого вы, не знав, почитаете, я проповедую вам. Бог, сотворивший мир и все, что в нем, будучи Господом неба и земли, не живет в созданных руками храмах и не требует служения рук человеческих по какой-либо нужде, но Сам дает всякому жизнь, и дыхание, и все. Он недалеко от каждого из нас, ибо мы Им живем, движемся и существуем. Сей Бог, попустив быть временам неведения, ныне всем человекам повсюду проповедует покаяние, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную через Мужа, Которого Он предназначил для сего и в Которого веровать подал всем возможность, воскресив Его из мертвых».

Услышав о воскресении мертвых, одни стали смеяться, а другие сказали: «Об этом послушаем тебя в другое время». Впрочем, некоторые из бывших при этом уверовали, в числе таковых были между прочими Дионисий, член Ареопага, и одна женщина по имени Дамарь.

48. Апостол Павел в Кесарии

Спустя некоторое время Павел был взят под стражу в Иерусалиме и отправлен в Кесарию на суд перед римским правителем Феликсом. Феликс принял Павла благосклонно и не охотно внимал жалобам на него иудеев. Он дал Павлу более свободы, нежели прочим узникам, и готов был даже совсем освободить его, если бы Павел захотел откупиться деньгами. Один раз он призвал к себе Павла и, вместе с женою своею Друзиллою, дочерью царя Ирода Агриппы, слушал его беседу о вере во Христа. Когда же апостол начал говорить о правде, о воздержании и о будущем суде, то Феликс, почувствовав угрызение совести, пришел в страх и отвечал ему: «Теперь пойди, а когда буду иметь время, позову тебя опять». Но как грешникам всегда страшно слушать истину, то и Феликс не нашел времени дослушать проповедь Павлову.

По прошествии двух лет на место Феликса поступил Фест. Этот правитель еще менее любил правду, а потому Павел, опасаясь, чтобы он не предал его в руки иудеев, потребовал суда перед самим римским императором. Тогда Фест, рассудив с советом своим, объявил Павлу, что он будет отправлен на суд к кесарю.

Спустя несколько дней после сего прибыли к Фесту в Кесарию царь Агриппа и Вероника. Это обстоятельство дало Павлу случай еще раз торжественно проповедать о Христе и о благодати, данной ему как апостолу. «С помощью Божиею, – так заключил свою речь Павел перед Агриппою, – до сего дня я жив и свидетельствую малому и великому, о чем говорили Моисей и пророки, то есть что Христос должен был пострадать и, восстав из мертвых, возвестить свет народу иудейскому и язычникам». При этих словах Фест воскликнул громким голосом: «С ума ты сошел, Павел! Большая ученость доводит тебя до сумасшествия». Но он сказал ему в ответ: «Нет, достопочтенный Фест, я не сошел с ума, но говорю слова здравого смысла и истины. Ибо знает об этом и царь, перед которым я говорю так свободно. Веришь ли пророкам, царь Агриппа? Знаю, что веришь!» Агриппа отвечал: «Ты нимало не убедил меня сделаться христианином». Павел же на это сказал: «Молил бы я Бога, чтобы рано или поздно не только ты, но и все, слушающие меня ныне, сделались такими, как я, кроме этих уз».

49. Путешествие апостола Павла в Рим Вскоре после сего Павел, вместе с другими узниками, сдан был на руки сотнику Августова полка и, в сопровождении Аристарха и Луки, отправлен в Рим. Приплыв к острову Крит, Павел советовал остаться здесь зимовать. Однако же сотник более доверял начальнику корабля и кормчему, которые рассчитывали отправиться далее. Но едва только корабль их вышел в открытое море, как поднялся сильный ветер с вихрем, и судно находилось в большой опасности. Уже начали выбрасывать за борт сперва груз, а потом и съестные припасы. Погибель была неминуема. Но вот в одну ночь Павлу является Ангел Божий и говорит: «Не бойся, Павел, ты должен предстать перед кесарем, посему Бог дарует тебе всех плывущих с тобою». Наконец после четырнадцати дней бурного плавания корабельщики заметили, что они приближаются к какой-то земле. Но когда направились к берегу, то корабль их сел на мель. Тут умевшие плавать бросились в воду и таким образом достигли берега; прочие же спаслись на досках и других обломках судна, и, таким образом, из двухсот семидесяти шести душ, находившихся на корабле, никто не погиб, но все вышли на берег. Остров, к которому они пристали, был Мелит, нынешняя Мальта. Они были встречены на оном радушно. Жители этого острова тотчас же разложили огонь, вокруг которого собрались все спасшиеся от кораблекрушения. Павел также был с ними и подкладывал дрова в огонь. Но в то время, как он собирал хворост, вдруг выползла ехидна и повисла на руке его. Увидев это, все стали говорить между собою: «Верно, этот человек убийца, когда суд Божий не оставляет его жить и после того, как он спасся от моря!» Но Павел стряхнул змею в огонь, и ему не было никакого вреда от нее. Тогда люди переменили о нем свое мнение и говорили, что он Бог. Целую зиму они провели на этом острове, и Павел имел много случаев проповедовать слово Божие и исцелять больных. Спустя три месяца они отправились в путь на другом корабле и благополучно прибыли в Рим. Здесь Павел стал проповедовать Евангелие иудеям, и некоторые из них уверовали. В Риме он пробыл два года, живя в одном доме, где нанял для себя квартиру и принимал у себя всех, кто только желал видеть его, всем проповедовал Евангелие царствия Божия и учил о Господе Иисусе невозбранно и со всею смелостью. 50. Распространение Евангелия апостолами Апостол Павел окончил жизнь свою в Риме, был усечен мечом в голову. Там же претерпел мученическую кончину и апостол Петр. Вообще, все апостолы запечатлели евангельскую проповедь своею кровью. Один только евангелист Иоанн, потерпев мучение, окончил свою жизнь в глубокой старости в заточении. Апостолы, проповедуя и уча изустно, оставили по себе, хотя не все, письменные памятники как жизни и учения Иисуса Христа, так и их собственной проповеди. Так, апостол и евангелист Матвей вскоре после вознесения Господа написал для палестинских иудеев Евангелие. Почти в то же время апостол Марк, находясь в Риме, изложил для тамошних христиан жизнь и учение Иисуса Христа в кратком Евангелии. Затем было написано Евангелие апостолом Лукою для одного знатного римлянина Феофила, пожеланию которого была составлена тем же Лукою и книга Деяний апостольских. Позднее всех явилось Евангелие Иоанна Богослова. Кроме этих писаний апостольских до нас дошло: 14 Посланий апостола Павла, 7 Соборных посланий апостолов Иакова, Петра, Иоанна и Иуды, наконец, Апокалипсис, или Откровение Иоанна Богослова, в котором пророчески изложена будущая судьба Церкви Христовой на земле. Таким образом, еще при жизни апостолов Христианская Церковь имела уже все книги Священного Писания, устная же проповедь их дополняла остальное. И Бог благословлял их старания в распространении Евангелия успехами, так что они ясно видели, как сбылись и перед ними уже слова Спасителя, изреченные Им перед вознесением Его на небо: