Протоиерей Иоанн БАЗАРОВ БИБЛЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ

Потом, подумав, отправился он к дому Марии, матери Иоанна, прозываемого Марком, где многие, собравшись, молились. Подошедши к дверям, Петр постучался, но служанка, вышедшая послушать, узнала голос Петра и от радости не отворила сеней, а, вбежав, уведомила, что Петр стоит у двери. Эта весть показалась всем такою странною, что они сказали ей: «В своем ли ты уме?» Когда же она утверждала, что говорит правду, то им пришло на мысль, не был ли то его Ангел. Между тем, как они в доме рассуждали об этом, Петр продолжал стучаться у дверей. Наконец ему отворили и, увидев его, все изумились. Тогда он, дав знак рукою, чтобы молчали, рассказал им, как Господь вывел его из темницы. Потом, попросив уведомить об этом Иакова и братьев, он вышел из дома Марии и пошел в другое место. По наступлении дня между воинами сделалась большая тревога: никто не знал, куда девался Петр. Ирод же, поискав его и не найдя, судил стражей и велел казнить их.

44. Апостол Павел в Листре

Павел (который назывался сперва Савлом) был назначен Господом на проповедь язычникам. Первым местом его проповеди была Антиохия, где принявшие веру эллины стали первые называться христианами. Потом, проходя в сопровождении Варнавы Малую Азию с проповедью слова Божия, он пришел раз в Листру. Там был один человек, не владевший ногами от рождения. Между многими другими и он слушал проповедь Павла. Взглянув на него и заметив в нем веру, Павел обратился к нему и сказал громким голосом: «Тебе говорю я именем Господа Иисуса: встань на ноги прямо!» И он вскочил и стал ходить. Увидев это, народ поднял крик, говоря: «Боги в человеческом образе сошли к нам!» Жрец же идола Юпитерова, которого храм находился при входе в город, приведши к воротам волов и принесши венки, собирался уже с народом совершить в честь апостолов жертвоприношение. Услышав об этом, Варнава и Павел разодрали на себе одежды и, бросившись в толпу, кричали: «Братия! Что вы это делаете? Мы тоже люди, подобные вам, и проповедуем, чтобы вы от сих ложных богов обратились к Богу живому, Который сотворил небо и землю, море и все, что есть в них!» Этими и подобными словами едва уговорили они народ, чтобы он не приносил им жертвы Между тем пришли туда некоторые иудеи из Антиохии и Иконии и успели так возмутить народ против Павла, что его закидали камнями и почти замертво вытащили за город. Но когда собрались вокруг него ученики, то он встал и пошел в город, а на другой день удалился с Варнавою в Дервию. Там он, как в Листре, проповедовал Евангелие и между прочим обратил ко Христу одного юношу, по имени Тимофей, который имел у себя благочестивую мать и бабку, а потом с детства знал Священное Писание. Этот Тимофей сделался впоследствии времени ревностным учеником и спутником апостола Павла и, быв епископом Ефесской церкви, претерпел мученическую смерть.

45. Апостольский собор в Иерусалиме

По возвращении апостола Павла в Антиохию пришли туда некоторые из обратившихся иудеев, которые стали смущать новокрещенных язычников, говоря им: «Вы не можете спастись, если не обрежетесь по обряду Моисееву». По этому случаю произошел у Павла и Варнавы большой спор с ними, так что положено было отправить некоторых по этому делу в Иерусалим к апостолам и пресвитерам. Павел и Варнава были в числе этих посланных. По прибытии их в Иерусалим апостолы и пресвитеры собрались для рассуждения об этом деле. По долгом разглагольствовании некоторых уверовавших из фарисейской секты встал апостол Петр и сказал: «Братия! Вы знаете, что давно уже Бог избрал из нас меня, чтобы из уст моих язычники услышали слово евангельское и уверовали. И сердцеведец Бог дал им Свое свидетельство, даровав им Святаго Духа так же, как и нам; и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их. Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого ни отцы наши, ни мы не могли нести? Напротив того, мы веруем, что мы спасемся благодатью Господа Иисуса Христа, также как и они». Тогда все собрание умолкло и внимало повествованию Варнавы и Павла о чудесах, какие Бог совершил через них у язычников. Затем встал апостол Иаков и произнес речь, в которой выразил свое согласие с мнением Петра, подтвердив слово его свидетельствами из пророков, и в заключение предложил не отягчать обращающихся из язычества обрядовым законом Моисеевым, а только написал им, чтобы они удерживались от оскверненной кровью идольских жертв пищи, от блуда, удавленины и крови и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе. Это мнение было принято всею Церковью, и апостолы с пресвитерами решили отправить к христианам из язычников послание, в котором они изложили мнение Иакова как постановление собора апостолов и всей Церкви, внушенное Святым Духом. По окончании этого собора Павел снова возвратился в Антиохию, где пробыл несколько времени и отправился снова на проповедь Евангелия, быв поручен братиями благодати Божией.

46. Обращение Лидии и темничного стража

Когда Павел находился в Троаде, ему явился в видении один македонянин, который просил его, говоря: «Приди в Македонию и помоги нам». Павел тотчас же последовал этому призванию и пришел в город Филиппы. В одну субботу вышел он из города к реке, где иудеи имели свою молельную, и, седши, разговаривал там с некоторыми собравшимися вокруг него женщинами. Между прочими слушала его одна богобоязненная жена из города Фиатиры, по имени Лидия, торговавшая багряницею. Господь отверз сердце ее к принятию Евангелия, и она, крестившись со всеми своими домашними, упросила Павла с его спутниками поселиться у нее в доме. В том же городе Павел встретил одну прорицательницу и изгнал из нее духа прорицательного. За это ее господа, потерявшие через то свой доход, восстали на Павла и, схватив его, представили на судилище с доносом, что эти иудеи возмущают народ и вводят новое богослужение, которого римлянам принимать не следует. Судьи велели за это бить апостолов палками и, дав им много ударов, ввергли их в темницу. Но около полуночи, когда Павел и Сила молились и воспевали хвалу Богу, вдруг сделалось великое землетрясение, так что основание темницы поколебалось, отворились все двери и упали оковы со всех узников. Темничный страж, пробудившись и видя, что двери темницы отворены, вынул меч и хотел умертвить себя, ибо думал, что узники разбежались. Но Павел, закричав громко, сказал: «Не делай себе никакого зла, мы здесь все!» Тогда страж потребовал огня, вбежал в темницу и в трепете пал к ногам апостолов. Потом, выведши их вон, сказал: «Государи мои! Что мне делать, дабы спастись?» На это они отвечали: «Веруй в Господа Иисуса Христа, тогда спасешься ты и домашние твои!» Тотчас же он взял их к себе в дом, омыл раны их и немедленно крестился сам и все домашние его; затем приготовили стол, и он со всем домом своим возрадовался, что уверовал в Бога. Апостолы же на другое утро были торжественно освобождены и объявлены невинными.

47. Апостол Павел в Афинах Находясь в Афинах, Павел сильно скорбел духом, смотря на сей город, исполненный идолопоклонства, а потому начал здесь проповедовать Евангелие и в синагогах иудейских, и на площадях всем встречавшимся. Тогда некоторые из тамошних философов завели с ним спор и, взяв его, повели в Ареопаг, где стали спрашивать его об учении его. Павел же, став посреди Ареопага, начал так: «Афиняне! По всему вижу, что вы очень набожны, ибо, обходя и обозревая ваши храмы, я нашел такой жертвенник, на котором было написано: неизвестному Богу. Сего-то, которого вы, не знав, почитаете, я проповедую вам. Бог, сотворивший мир и все, что в нем, будучи Господом неба и земли, не живет в созданных руками храмах и не требует служения рук человеческих по какой-либо нужде, но Сам дает всякому жизнь, и дыхание, и все. Он недалеко от каждого из нас, ибо мы Им живем, движемся и существуем. Сей Бог, попустив быть временам неведения, ныне всем человекам повсюду проповедует покаяние, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную через Мужа, Которого Он предназначил для сего и в Которого веровать подал всем возможность, воскресив Его из мертвых». Услышав о воскресении мертвых, одни стали смеяться, а другие сказали: «Об этом послушаем тебя в другое время». Впрочем, некоторые из бывших при этом уверовали, в числе таковых были между прочими Дионисий, член Ареопага, и одна женщина по имени Дамарь. 48. Апостол Павел в Кесарии Спустя некоторое время Павел был взят под стражу в Иерусалиме и отправлен в Кесарию на суд перед римским правителем Феликсом. Феликс принял Павла благосклонно и не охотно внимал жалобам на него иудеев. Он дал Павлу более свободы, нежели прочим узникам, и готов был даже совсем освободить его, если бы Павел захотел откупиться деньгами. Один раз он призвал к себе Павла и, вместе с женою своею Друзиллою, дочерью царя Ирода Агриппы, слушал его беседу о вере во Христа. Когда же апостол начал говорить о правде, о воздержании и о будущем суде, то Феликс, почувствовав угрызение совести, пришел в страх и отвечал ему: «Теперь пойди, а когда буду иметь время, позову тебя опять». Но как грешникам всегда страшно слушать истину, то и Феликс не нашел времени дослушать проповедь Павлову. По прошествии двух лет на место Феликса поступил Фест. Этот правитель еще менее любил правду, а потому Павел, опасаясь, чтобы он не предал его в руки иудеев, потребовал суда перед самим римским императором. Тогда Фест, рассудив с советом своим, объявил Павлу, что он будет отправлен на суд к кесарю. Спустя несколько дней после сего прибыли к Фесту в Кесарию царь Агриппа и Вероника. Это обстоятельство дало Павлу случай еще раз торжественно проповедать о Христе и о благодати, данной ему как апостолу. «С помощью Божиею, – так заключил свою речь Павел перед Агриппою, – до сего дня я жив и свидетельствую малому и великому, о чем говорили Моисей и пророки, то есть что Христос должен был пострадать и, восстав из мертвых, возвестить свет народу иудейскому и язычникам». При этих словах Фест воскликнул громким голосом: «С ума ты сошел, Павел! Большая ученость доводит тебя до сумасшествия». Но он сказал ему в ответ: «Нет, достопочтенный Фест, я не сошел с ума, но говорю слова здравого смысла и истины. Ибо знает об этом и царь, перед которым я говорю так свободно. Веришь ли пророкам, царь Агриппа? Знаю, что веришь!» Агриппа отвечал: «Ты нимало не убедил меня сделаться христианином». Павел же на это сказал: «Молил бы я Бога, чтобы рано или поздно не только ты, но и все, слушающие меня ныне, сделались такими, как я, кроме этих уз».