Kniga Nr1310

Агни-йога видит причину зла в двойственности всего сущего, в существовании двух начал, проистекающих из психической энергии: духа и материи, взаимодействие которых дает эволюцию жизни. По учению святых отцов Православной Церкви, «зло приражается к естеству, как ржавчина к меди, и грязнота к телу. Но как не медник произвел ржавчину и не родители грязноту; так не Бог произвел зло. Он даровал человеку совесть и разум, чтоб избегал зла, зная, что оно вредно для него и готовит ему муку»124.

В христианстве нравственные нормы, в отличие от всех пантеистических систем и агни-йоги в том числе, абсолютны. Господь, по Своей милости, может обращать зло во благо, но добром само по себе оно от этого не становится: «Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф.18:7). Человек, творя зло, не приобретает некий особый духовный опыт, а лишь ведет себя к вечной погибели: «Умный человек, рассматривая сам себя, познаёт, что должно и что полезно ему делать, что сродно душе его и спасительно и что чуждо ей и пагубно. И таким образом избегает того, что вредит душе, как чуждое ей»125.

Принципиальные отличия

Православие Агни-йога Зло антагонистично добру. Добро и зло – относительные понятия. Существуют личностные носители доброй воли и злой воли – ангелы и бесы. Зло существует только для человека, неспособного увидеть в нем добро.

15. Цель творения человека Вопрос о цели создания человека связан с другим вопросом: в чем смысл жизни? Посмотрим, как на эти вопросы отвечает учение агни-йоги: «Итак, человечество является аккумулятором и трансмутатором высокой энергии, которую мы условились называть психической. Значение человечества в том, чтобы трансмутировать в сознании эту энергию и путём Иерархии устремлять её в Высшие Сферы (выделено нами. – В.П.). Утеря понимания назначения своего отбросила людей от знания ответственности. Так, теперь снова напоминаем об основе Бытия. Надо снова приблизить к себе великий провод и осознать начала обновления жизни. Вы заметили, насколько Мы против спиритизма, но часто говорим о тонких телах. Мы улыбаемся современному гипнотизму, но говорим о лучах и магнитах. Мы советуем пересмотреть фармакопею, но даём несколько основных лекарств»126. Итак, человечество в целом и каждый человек в отдельности – это «трансформаторы» энергии. Весь мир – это замкнутая сама на себя, непрерывно действующая «электростанция», вечно переводящая одну и ту же психическую энергию из одного состояния в другое. В подобного рода трансформации заключается вся «эволюционная» работа человека. Чтобы участвовать в эволюции, человек должен непрерывно познавать, если же быть более точным, – приобщаться «психической энергии», в чем ему помогают энергетические центры (чакры). Чакры – это специальные энергетические трансформаторы, которые, пропуская психическую энергию, могут изменять ее свойства, за счет этого и происходит так называемое «расширение сознания». Механизм расширения сознания заключается в следующем: устремление отдельного человека к иерархии сил «света» заставляет ее пойти ему навстречу. Это проявляется в посылке человеку определенных энергетических лучей. Эти лучи попадают в чакры, которые начинают вращаться, перерабатывая посланную энергию. После переработки чакрами эта энергия сливается с индивидуальностью человека, т.е. его сознание расширяется, так как в него влились новые энергии, что осознается как новые понимания тех или иных вещей, как некое озарение. Что же о цели человеческой жизни можно сказать с позиции православного вероучения? О творении мира Библия учит, что мир создан из ничего. У Бога не было необходимости его создавать. Бог не нуждается в мире, чтобы выразить Себя и достичь совершенства, как учат пантеисты. Сотворенный мир не имеет ничего общего с Божественной сущностью, и в самой Божественной природе не было ничего, чтобы могло заставить Бога создать мир. Причина создания мира лежит в Божественной благости, или, точнее, в ее избытке. «Для чего создан человек? Для того, чтобы, познавая творения Божии, он видел самого Бога и прославлял Создавшего их для человека. Ум любовью к Богу прилепленный … есть невидимое благо, от Бога даруемое достойным за добрую жизнь»127. Цель, стоящая перед всем человечеством, состоит в обожении, в приобщении всего творения к Божественной славе, к блаженству Божества.