Питанов В.Ю.-ЭЗОТЕРИЗМ КАК ПУТЬ К РАСИЗМУ-Содержание-Введение-1. Мы и наши авторитеты-2. Эклектика как излюбленная

6. Критика эзотеризма – хула на Святого Духа?

Одним из показателей терпимости и культуры человека является его отношение к критике своих работ. Как относятся к критике эзотерики? Например, Елена Рерих, с одной стороны, пишет: «…проявление непредубежденной, разумной критики или, вернее, обсуждение прочитанного и услышанного всегда и всюду необходимо, иначе, как разовьем мы свое сознание и мышление?»121. Значит, можно предположить, что агни-йога считает допустимой критику своего учения, и действительно в письмах Елены Рерих мы можем прочитать: «Если кто-то хочет рассматривать Учение Жизни с христианской точки зрения, он волен это делать, ибо, истинно, в Учении есть многое, что может быть объяснено, именно, на основании переживаний христианских мистиков. Разве источник не един122? Конечно, достижения христианских мистиков и узкая церковность – две разные вещи»123. Как видим, Елена Рерих разрешает критически анализ агни-йоги с точки зрения христианства, но при этом она сразу же задает ракурс «правильного» взгляда на эзотеризм: сквозь призму такого христианства, каким оно предстает в понимании самой агни-йоги. Если же Вы оцениваете эзотеризм, основываясь на позиции «узкой церковности», то Вы оказываетесь хулителем Святого Духа: «Конечно, не мелочь хула на Учение Света, ибо это хула на Духа Святого. И ужасна судьба такого хулителя во всех мирах»124. Елена Рерих имеет в виду фрагмент из Нового Завета: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам» (Мф.12:31). Однако нигде в Священном Писании не говорится, что критика агни-йоги - это хула на Духа Святого. В Православной Церкви под хулой на Духа Святого понимается «поношение религиозной (христианской – В.П.) истины, сопровождаемое внутренним сознанием ее правоты»125. В христианстве Дух Святой есть Личность. В агни-йоге же о Святом Духе сказано: «Психическая энергия есть Дух Святой»126. Психическая энергия для эзотерика - это бессознательная сила, разлитая в пространстве127. Она может изменяться: «…Мы видим, насколько мельчает психическая энергия»128. Так как эзотерики любят ссылаться на Священное Писание и толковать его, то мы обратим их внимание на такие фрагменты: «… три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино» (1Ин.5:7); «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак.1:17). Так кто хулит Святой Дух? Христиане, чтущие Вечного и Неизменного Личного Бога, или эзотерики, у которых Святой Дух «мельчает»? Более того, Елена Рерих пишет: «Психическая энергия, посланная (агни-йогом. – В.П.) с добрым намерением, оказывает целебное воздействие»129. Неужели Святой Дух подчиняется эзотерикам? И уж неприкрытым кощунством являются следующие слова из агни-йоги: «…Психическая энергия в руках человеческих есть самое страшное оружие»130. Замените словосочетание «психическая энергия» на «Святой Дух» и вдумайтесь в смысл фразы, и тогда вопрос о том, кто хулит Святой Дух, будет закрыт.

Заключение

Какой вывод можно сделать на основании всего вышесказанного? Эзотеризм - это черная сторона духовной жизни человечества. Эзотеризм ведет к деградации человека, прежде всего, духовной и, как следствие, нравственной. Человек, практикующий эзотеризм, очень быстро теряет ощущение реальности и начинает жить в извращенной системе ценностей, которые не ставят жизнь человеческую ни во что. Идея относительности нравственных ценностей быстро приводит к мысли - «цель оправдывает средства». Естественным следствием оккультизма является идеология духовного расизма - своеобразный принцип духовного превосходства, корень которого лежит в идее избранности, особой «посвященности» оккультистов в некие «тайные знания», а также в оккультном учении о расах, сменяющих друг друга, каждая из которых, следуя этому учению, ущербна по отношению к последующей, а значит, должна быть «эволюционно», - может быть, правильнее было бы сказать революционно, - заменена. Эта идея приводит к своему логическому заключению: если человек духовно выше окружающих, значит, он должен ими править. На оккультизме основаны все мировые «тайные общества» и везде, где эти общества начинали активно действовать, они несли разрушение и нравственную деградацию. Если же вспомнить, что вся аргументация, обосновывающая истинность эзотеризма, является ложной, а отцом лжи является дьявол, то к эзотерикам вполне можно отнести слова Священного Писания: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин.8:44). В заключение автор хотел бы присоединиться к словам Е.П. Блаватской: «Не читайте много. Десять минут читайте, десять часов размышляйте»131. Десять часов размышляйте, стоит ли вам продолжать читать эзотерическую литературу. И еще больше следует поразмыслить о том, хотите ли вы начать строить свою жизнь в соответствии с эзотерическим учением. 1 Подробнее об эзотерике см.: Питанов В.Ю. Теософия: факты против мифов. http://apologet.front.ru 2 Конечно, есть немало эзотериков, которые, признавая одного учителя, отвергают другого. Но мы стремимся опираться на тех авторов, которые признаны большинством эзотериков, хотя, вполне возможно, что для кого-то из последователей эзотеризма, данные авторы не являются авторитетом. 3 Елена Рерих писала о Вивекананде: «Радовалась, что вы оценили труды Вивекананды и Рамакришны. Книги эти были и есть наши большие друзья». Письма Елены Рерих 1929-1939. Минск. Лотаць. 1999. Т.1. С.230. Свами Вивеканада был членом масонской ложи и стал известен на Западе благодаря поддержке теософов. На наш взгляд, это дает нам основание поставить Свами Вивекананду в один ряд с такими авторитетами в мире эзотеризма, как Рерихи и Е.П.Блаватская. 4 См.: Чалдини Р. Психология влияния. СПб. Питер. 2000.