Питанов В.Ю. -ШАМБАЛА ПОД СЛЕДСТВИЕМ-Что такое Шамбала? Человек, знакомый с оккультизмом, может ответить достаточно

В буддизме Шамбала - это полулегендарная страна со столицей Калапа, которую обычно размещают к северу от Индии. Впервые о Шамбале упоминается в Калачакра-тантре. Слово «Калачакра» в переводе с санскрита означает круг (круговорот) времени25. Как пишет профессор Александр Берзин26: «Согласно традиции, Будда учил Калачакра-тантре более чем 2800 лет назад на земле современного штата Андхра Прадеш, в Южной Индии. Правители северной страны Шамбалы были основной аудиторией и они сберегли эти учения в своей стране»27. Первым учеником Будды, получившим посвящение в Калачакру, был Сучандра, царь Шамбалы (интересно отметить, что в тибетском буддизме Далай-ламы считаются перевоплощениями одного из царей Шамбалы). И далее цари Шамбалы передавали учение Калачакры по линии преемственности друг другу. Согласно Калачакра-тантре, население Шамбалы исповедовало индуизм, в то время как ее правители стали буддистами. Через шесть поколений после Сучандры очередной царь Шамбалы, Манджушри-яшаса, стремясь сплотить свой народ перед угрозой возможного вторжения, решил обратить его из индуизма в буддизм. Что и осуществил. Сейчас, судя по всему, в Шамбале, если она существует, практикуют Ваджраяну28, так как Шамбала – это главное место сохранения

изначального учения Калачакра-тантры. Согласно тексту Калачакра-тантры о Шамбале, при двадцать пятом ее царе Кулика Рудра-чакрине (Калкин), произойдет великая битва между силами добра, воинством Шамбалы и силами зла, противниками буддизма. Александр Берзин пишет: «Царь Манджушри-яшас предрек будущее варварское вторжение в 2424 г., когда  анти-духовные силы затеют вселенскую войну на захват или разрушение, не ограничиваемые этой планетой… Он также предсказал, что силы со стороны Шамбалы, направляемые двадцать пятым правителем Калки, прибудут в это время на летающих кораблях, чтобы повернуть ход битвы и разбить вторгшиеся орды. На основе этого предсказания некоторые люди предположили, что Шамбала существует где-то во внешнем пространстве и что ее обитатели путешествуют на летательных аппаратах»29. Говоря о Калки в буддизме, хочется отметить, что в Калачакра-тантре образ Калки переосмыслен по сравнению с его индуистским вариантом, где Калки является десятым аватарой Вишну30. Согласно Калачакра-тантре, имя Калки (или Калкин) будет носить двадцать пятый царь Шамбалы. Впрочем, часто всех царей Шамбалы называют Калки, в то время как в индуизме Калки один! Но именно двадцать пятый царь Шамбалы вступит в шамбалинскую войну, возглавив силы света, против сил зла и именно его чаще всего именуют Калки в буддизме. Как пишет профессор Берзин: «С целью объединить свой народ, царь Манджушри-яшас последовал совету Будды использовать язык и метафоры той аудитории, которой он проповедовал. Поскольку большинство его подданных были индуистами, он свободно заимствовал индуистские образы, концепции и терминологию. Он называл себя и своих преемников правителями Калки (выделено нами. - В.П.)» 31. Говоря об индуистском понимании Калки, Берзин продолжает: «Калки – это десятое и завершающее перерождение аватара индуистского бога Вишну, который придет в будущем как мессия, чтобы воевать в апокалиптической войне. В индуистской литературе пуран Калки родится в Шамбале, находящейся в горах современного Северного Уттар Прадеша в Индии. Возможно, Манджушри-яшас просто заимствовал имя Шамбала, чтобы соотнести его со своим царством, и оно  никогда в действительности не называлось этим именем»32. Нужно заметить что события, описанные в Калачакра-тантре (шамбалинская война, победа Калкина, тысячелетний золотой век), повествует о событиях относительно близких для нас. После победы Шамбалы будет достаточно длительный период расцвета, но он не будет вечным, и со временем опять начнётся упадок. После упадка вновь будет период подъёма, во время которого придёт следующий Будда - Майтрейя. Когда Будда - Майтрейя придет? Буддисты считают, что он, по всей видимости, придет много позже двадцать пятого царя Шамбалы - Калки. Ибо новые Будды, согласно буддийских взглядов, приходят только тогда, когда учение, открытое предыдущим Буддой приходит в упадок. При двадцать пятом царе Шамбалы учение, напротив, будет в расцвете, т.к. после шамбалинской войны на целую эпоху наступит золотой век.

Среди буддистов распространены представления о том, что в Шамбале существуют наилучшие условия для реализации нирваны33 и что одно лишь воплощение в Шамбале или приход туда исключают возможность последующих неблагоприятных рождений, поэтому в Тибете появляются молитвы о рождении в Шамбале и «путеводители» в Шамбалу. Содержание путеводителей показывает, что путь в Шамбалу лежит не столько во внешнем мире, сколько во внутреннем, и среди образованных буддистов нередко бытует представление о Шамбале как о внутренней реальности — об особом состояния психики, достигаемом в процессе самосовершенствования по системе Калачакры. Профессор Александр Берзин пишет: «Мастера медитации  написали руководства на санскрите и на тибетском языке для достижения Шамбалы. Они описывают путешествие как физическое только до определенного момента. Путешественник должен повторять миллионы мантр34 и других специальных практик, чтобы прибыть к своей конечной  цели. Путешествие в Шамбалу, таким образом, - прежде всего духовное путешествие. Цель получения посвящения Калачакры – не достижение Шамбалы и не перерождение в ней, но, как и  во всей остальной Махаяне35, или «обширной колеснице» буддийских практик, - обретение Пробуждения здесь и  сейчас ради блага всех»36. Где же географически, согласно буддийских представлений, Шамбала находится? Как продолжает профессор Берзин: «…как различные цели требуют различных описаний Вселенной, тот же принцип верен и относительно Шамбалы.  Для объяснения подсчетов длины самого короткого дня в году Шамбала является областью горы Кайлаш. Для объяснения исторических циклов вторжений она – Северный Афганистан. Ради духовных целей она – состояние сознания, которое может быть достигнуто только путем интенсивной медитативной практики. Шамбала, таким образом, - это просто название, даваемое различным местам, относящимся к конкретным нуждам. В абсолютном же смысле Шамбала не может быть обнаружена»37. Что можно сказать, подытоживая представление буддистов о Шамбале? Для буддиста Шамбала - это не столько место, сколько состояние психики, достигаемое через практику Калачакры. Калачакра-тантра была дана Буддой Шакьямуни 2800 лет тому назад. Сравнивая Калки буддизма с Калки аватарой индуизма, мы можем видеть, что они разные. Буддисты позаимствовали образ Калки аватара из индуизма, наполнив его другим содержанием. Это видно хотя бы из того факта, что в индуизме Калки один, а в буддизме этим именем можно называть всех царей Шамбалы. Хотя чаще всего этим именем называют двадцать пятого царя Шамбалы, который в 2424 г. будет отражать нашествие варваров на буддистов. Буддисты не отождествляют Будду – Майтрейю и Калки, это видно из того, что сроки их прихода в буддизме разные. Майтрейя придет намного позже Калки, а учитывая, что Калки должен жить в двадцать пятом веке от Р.Х., это пришествие осуществится очень не скоро.

Оккультисты очень активно заимствуют образы из традиционных религий. Само по себе это не плохо, такие заимствования присутствуют фактически во всех религиозных учениях, а плохо то, что они свое понимание этих образов адресуют традиционным религиям. А это уже является, по сути, обманом. Например, оккультисты имеют право своего мессию называть любым именем, но не имеют право утверждать, что их мессия является тем же, которого ждут буддисты или христиане. Оккультисты очень любят находить то общее, что есть в их учениях с традиционными религиями, но почему-то не хотят замечать те отличия, которые там так же присутствуют. С этими отличиями мы сейчас и ознакомимся.

Так чем же буддийское учение о Шамбале принципиально отличается от своего оккультного собрата? Елена Рерих в своих письмах утверждала что «…буддисты верят, … Майтрейя появится в Шамбале, и наиболее просвещенные из них знают, что Майтрейя и нынешний Владыка Шамбалы – Единая Индивидуальность»38. Просвещенные буддисты верят, что Майтрейя в настоящее время находится на небесах Тушита39, а не в Шамбале. И как выше уже говорилось, буддисты также не считают, что Калки и Майтрейя - это одна и та же индивидуальность. Придя, Калки, согласно представлениям индуизма, станет правителем, правителем он будет и в буддизме. Майтрейя же, по учению буддистов, придет в образе простого монаха, но отнюдь не для того, чтобы воевать, а для того, чтобы учить. Теперь относительно сроков Армагеддона. Шамбалинская война, которую ожидают буддисты, по их пророчествам произойдет в 2424 году. Если же мы обратимся к трудам Рерихов, то сможем узнать что они «войну со злом» - Армагеддон, уже завершили в промежутке с 1931 по 1949 года40, что, на взгляд автора, произошло чуть раньше, чем должна произойти «шамбалинская война» буддистов! Относительно спекуляций на «белом коне», можно сказать следующее: в буддизме Майтрейя не изображается верхом на белом коне, есть изображения, где Майтрейя стоит или сидит, иногда – в позе лотоса. Но изображений Майтрейи, сидящего на белом коне, во всяком случае, из числа наиболее популярных, нет. Связано это с тем, что ваханом (ездовым животным) Майтрейи является Гаруда. Гаруда – это царь птиц. Гаруда в буддийской мифологии – это огромная птица, вечно враждующая со змеями. К тому же агни-йогу и теософию, как того, может быть, хотелось бы оккультистам, в Шамбале не практикуют, скорее Ваджраяну, которая их аналогом не является. Автор не буддолог, поэтому рекомендует желающим сравнивать оккультные фантазии рериховцев и теософов с буддизмом обратиться к трудам по буддологии41. Из личного общения с профессиональными буддологами (которые были не просто буддологами, но и сами были буддистами) автор статьи узнал, что они агни-йогу и теософию не считают совместимой с буддизмом и не рекомендуют труды Рерихов тем, кто хочет узнать традиционный буддизм! Процесс поиска физической Шамбалы различными западными оккультистами у буддистов вызывает иронию: «…поиск Шамбалы как «духовной Шангрилы» на этой планете - довольно бестолковое времяпрепровождение, и тем не мене,е процесс этот, наполняя энтузиазмом, распалял воображение многих русских мистиков, включая мадам Блаватскую и Николая Рериха»42.

Как выше уже отмечалось, буддисты с Шамбалой связывают учение Калачакры. Высказывалась по поводу Калачакры и Елена Рерих: «Калачакра (Колесо Времени или Колесо Закона) - есть Учение, приписываемое различным Владыкам Шамбалы. Учение это можно найти вкрапленным во всех философских системах и учениях Индии. Сейчас оно, может быть, особенно развито в Тибете. Но, в действительности, Учение это есть Великое Откровение, принесенное человечеству Владыками Пламени, или Сынами Разума (которые и были и есть Владыки Шамбалы), на заре его сознательной эволюции в третьей расе четвертого круга Земли»43. Разбирать утверждение, что во всех философских учениях Индии вкраплена Калачакра, бессмысленно, так как многие философские системы в Индии противоречат друг другу, но это отдельный предмет для изучения, и всех желающих этим заняться автор отсылает к специализированной литературе по индуизму, кому интересно - пусть сравнивает44. Заявление Елены Рерих, что якобы Калачакра была дана «на заре сознательной эволюции человечества», так же оставим на ее совести. Буддисты считают, что Калачакру впервые дал Будда Шакьямуни, как один из множества методов для достижения живыми существами состояния Будды. Профессор Александр Берзин, разбирая претензии теософов, пишет: «В другом тексте (текстах) она (Блаватская Е.П. – В.П.) писала, что, когда Лемурия затонула, часть ее населения выжила в Атлантиде, а часть избранных переселилась на священный остров «Шамбала» в пустыне Гоби. Однако ни в литературе о Калачакре, ни в Вишну-Пуранах нет ни единого упоминания об Атлантиде, Лемурии, Майтрейи или Сосиоше. Однако последователи Блаватской продолжали ассоциировать Шамбалу с ними»45. Так что, как мы можем видеть, оккультисты напрасно пытаются найти подтверждение своих доктрин в буддизме. Это можно сделать только при одном условии если не замечать имеющиеся различия между буддистским и оккультным учениями, и тем самым вводить людей в заблуждение, проводя аналогии, которых в реальности нет! Из сравнительного анализа буддистской и оккультной доктрин по рассматриваемым нами вопросам, можно сделать вывод, что буддийское представление о Шамбале не соответствует его оккультному варианту, по крайней мере, буддисты не считают что Калки - это Майтрейя, и что Армагеддон (Шамбалинская война) был в XX веке. Да и Калачакра-тантру профессиональные буддологи не считают разновидностью агни-йоги и теософии. Представления оккультистов о местоположении Шамбалы также не имеют ничего общего не только с буддизмом (буддисты чаще всего земным символом Шамбалы называют гору Кайлас), но и с индуизмом, который утверждает, что Шамбала находится в Индии46.

Ну, а теперь попытаемся дать христианскую оценку оккультного учения о Шамбале. Оккультисты утверждают что Иисус Христос во Втором своем Пришествии тождественен оккультному Майтрейи и что грядущий оккультный мессия должен прийти из Шамбалы. Нужно заметить, что с точки зрения христианского вероучения Второе Пришествие Иисуса Христа состоится так: «…как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого; ибо, где будет труп, там соберутся орлы. И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою (выделено нами. – В.П.)» (Мф.24:27-30). Никакой информации о том, что Иисус придет из Шамбалы, в Священном Писании нет. Конечно, оккультисты могут заявить, что Священное Писание искажено, или эту информацию утаили апостолы, но тогда становится удивительным тот факт, что они сами постоянно прибегают к авторитету Библии, постоянно цитируя Ее в своих трудах, «доказывая» этим истинность своих доктрин. Зачем ссылаться на недостоверный источник? А что касается утаивания апостолами или Иисусом информации о Шамбале, то эту идею развенчал сам Иисус: «Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего» (Ин.18:20). Идея «тайных знаний» вообще чужда Библии, например, в Ветхом Завете говорится: «Не тайно Я говорил, не в темном месте земли; не говорил Я племени Иакова: «напрасно ищете Меня». Я Господь, изрекающий правду, открывающий истину» (Ис.45:19). В христианстве есть тайна духовного постижения Христа, как процесса духовного совершенствования в борьбе с грехом, но нет тайны сокрытой информации! Конечно, эзотерики могут возразить: древние христиане были еще не готовы к пониманию такого рода информации, и поэтому она была сокрыта. Если мы обратимся к классику эзотеризма, а именно к трудам мадам Блаватской, то поймем, что этот аргумент несостоятелен. Согласно утверждения Блаватской, теософом может быть любой человек «со средними умственными способностями и склонностью к мистицизму…»47. Если современный человек со средними умственными способностями может вместить идею Шамбалы, то почему первые христиане не смогли этого сделать? Или они изначально считают, что те были умственно неполноценными? Идея что первые христиане что-то сокрыли, разбивается об один простой вопрос: а зачем? Что изменилось бы, если бы христиане узнали о Шамбале? Учение о Шамбале в буддизме присутствует уже много тысячелетий, и если бы Иисус учил о Шамбале, смысла скрывать эту информацию не было бы никакого. К тому же, скрыть такого рода информацию, христианам, если бы они ею владели, не удалось бы чисто технически. Как известно из истории христианства, апостолы разбрелись по всему свету, и единого центра управления Христианской Церковью не было, как, кстати, его нет и сейчас, и где-нибудь эта информация обязательно бы всплыла. И уничтожить физические носители этой информации не удалось бы, так как проделать такую работу и сейчас было бы очень сложно, а в древности просто невозможно, это сколько же тысяч книг, на самых разных языках, разбросанных по всему миру, пришлось бы править. Теперь несколько слов об Армагеддоне, который у Рерихов, как выше было сказано, уже прошел.

То, что Армагеддон у христиан явно еще не закончился, видно хотя бы потому факту что, согласно Священного Писания, Армагеддон завершится Вторым Пришествие Иисуса Христа, которое явно еще не произошло. Иначе это увидели бы все! После же второго пришествия, как сказано в Священном Писании: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр.21:1-4). Как видим, после Второго Пришествия Иисуса Христа ни смерти, ни болезней не будет, изменятся физические условия существования человечества. Апостол Павел писал об этом времени: «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» (1Кор.15:51-53). Разве мертвые уже воскресли? Разве смерти больше нет, и все болезни исчезли, а человечество облеклось в нетление? Все это еще не произошло. Что же касается сроков, то нужно заметить, что христиане, в отличие от оккультистов, вообще для Армагеддона сроков не назначают, потому что в Священном Писании сказано: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф.24:36). Назначать сроки «конца света» любят заниматься сектанты, например, такие как «Свидетели Иеговы» у которых «конец света» уже много раз «наступал»48. И в один ряд с которыми встали Рерихи. Нужно заметить, что ни в Священном Предании, ни в Священном Писании Христианской Церкви вообще нет никакой информации о Шамбале. Хотя оккультисты эти упоминания находят: «сон Иакова», Беловодье и «Небесный Иерусалим. Попытаемся разобраться, насколько обоснованы попытки эти христианские образы отождествить с Шамбалой. Для начала разберем «сон Иакова». Познакомимся с фрагментом из Священного Писания, на который ссылаются оккультисты: «И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе» (Быт.28:12-15). Из чего в данных библейских стихах можно сделать вывод, что они говорят о Шамбале? Иаков не был оккультистом и несложно предположить, что символика его сна не должна выходить за рамки, принятые в его эпоху49. Согласно ей, лестница выражает тесную связь между Богом и человечеством. Человек не предоставлен самому себе, но имеет доступ на небо и помощь оттуда. Через ангелов Господь низводит на человека различные виды своей милости. Также восходящие и нисходящие ангелы символизируют мысли и мольбы человека к Богу, именно к Богу, а не к «оккультной иерархии сил света». При этом нужно заметить что «иерархия сил света» никакого отношения к библейскому Богу не имеет50. Оккультизм утверждает, что Бог-Абсолют не является Личностью и не может напрямую общается с человеком, он учит об бесконечной иерархии духовных существ, выстроенных в цепочку в которой каждый элемент цепи51 общается только с ближайшим звеном52. Если же мы посмотрим на описание сна Иакова, то увидим, что Господь обращается к нему напрямую, а не ангел передает ему информацию по иерархической цепочке. К тому же, если бы оккультисты почитали Священное Писание далее, то узнали бы много интересного для себя, в частности, продолжение истории со сном Иакова звучит так: «И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные. И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его. И нарек имя месту тому: Вефиль, а прежнее имя того города было: Луз» (Быт.28:17-19). Явно этот Луз, который был переименован Иаковом в Вефиль, был не в Гималаях. Перейдем теперь к «Небесному Иерусалиму». Образ Небесного Иерусалима, ничего общего не имеет с Шамбалой, так как еще не было Второго Пришествия Иисуса Христа, воскресения мертвых и всех тех событий, которые должны в связи с этим произойти. Только после них Небесный Иерусалим спустится на новую землю. Небесного Иерусалима сейчас на земле нет, в то время как земная Шамбала, как верят оккультисты, есть. Рассмотрим насколько обоснованы попытки увидеть Шамбалу в Беловодье. Что касается Беловодья, то дадим слово тем старообрядцам, которые верят в легенду о нем53: «Беловодье – Легендарная страна, где, по народным представлениям, широко распространенным в среде старообрядцев в 18-19 вв., сохранилось древлеправославное благочестие в первозданном виде, с благоверным государем и святейшим патриархом»54. Вполне можно допустить, что старообрядцы общались с буддистами, и легенда о Шамбале действительно переплелась с мифом о Беловодье, но это только предположение. Фактом является то, что старообрядцы, веря в Беловодье, все же остаются христианами, а не становятся оккультистами или буддистами. Беловодье старообрядцев - это не Шамбала теософов и агни-йогов. К тому же, как пишут сами старообрядцы: «Наши предки нашли ее на берегах белых же вод – вод Балтийского моря…»55, и вряд ли оккультисты будут спорить, что Балтийское море - это не Гималаи. Как выше указывалось, оккультисты делают попытки отождествить Иисуса Христа с Сосиошем зороастрийцев. Попытки отождествить зороастрийского Сосиоша с Иисусом Христом сомнительна, хотя бы потому, что учение о Сосиоше в зороастризме возникло уже после появления христианства и, судя по всему, было заимствовано из него56. Само учение зороастризма имеет мало общего, как с христианским так и с буддийским и, что самое удивительное, даже с оккультным учениями. Оккультисты это смогли бы легко узнать, если бы обратились к первоисточникам. Попытка выдать Христа за Калки индуизма тоже беспочвенна. Калки индуизма и Иисус Христос не имеют ничего общего друг с другом. Этот вопрос нами уже подробно разбирался в предыдущих наших работах57. Напомним читателям только один важный момент из них. Иисус Христос не является аватарой Вишну хотя бы по той причине, что все аватары Вишну перечислены в Махабхарате58. Их всего десять59, и Иисуса Христа среди них нет!