Питанов В.Ю.-ЛЖЕГУРУ СУМИРАН-Россия в начале девяностых годов теперь уже прошлого века стала частью духовного

Питанов В.Ю.

ЛЖЕГУРУ СУМИРАН

Россия в начале девяностых годов теперь уже прошлого века стала частью духовного рынка «нетрадиционной духовности», давно существующего на Западе. Появилось огромное количество людей, считающих себя духовными учителями-гуру, великими посвящёнными в «тайные знания», информацию о которых сейчас можно найти без труда в любом отделе эзотерической макулатуры российских книжных магазинов, или же просто скромно считающих себя Богом! Один из представителей этого широкого движения «нетрадиционной духовности» и будет героем данной статьи. Зовёт себя наш герой Свами Дхарма Сумиран. Автор статьи написал Сумирану электронное письмо, в котором попросил его расшифровать данный псевдоним, а заодно назвать своё настоящее имя. В ответ было получено следующее письмо: «Полное имя «Swami dharma sumiran», переводится как  «вспоминание Дхармы"». Дхарма - эквивалент христианского «Бог», китайского «Дао». Насчёт того, является ли термин «дхарма», применяемый в буддизме и индуизме, смысловым эквивалентом христианского понятия «Бог» и китайского «Дао», мы поразмышляем отдельно. Пока же лишь констатируем тот факт, что найти настоящее имя героя нашей статьи не удалось, и придётся называть его «Сумиран». Прежде чем автор продолжит своё повествование, необходимо сказать несколько слов об источнике информации о Сумиране, а так же о критериях оценки духовных претензий данного человека используемых автором данной статьи. Источником информации о Сумиране является его сайт http://sumiran.narod.ru/, все цитаты взяты оттуда1. Что касается критериев оценки тех идей, что предлагает своим поклонникам Сумиран, то они достаточно просты. Прежде всего, язык, точнее используемая Сумираном лексика. Всё дело в том, что лексика отражает определённые идеи. Например, есть христианская лексика: Троица, Христос, Воскресение, Церковь, Второе Пришествие и т.д. Не сложно предположить, что человек, использующий её при описании своей духовной жизни, скорее всего, является христианином. Так же и с другими религиями и «нетрадиционными религиозными движениями»; у них есть свой язык, который отражает их мировоззрение, их духовную практику. И если человек с помощью этого языка выражает своё видение мира, то можно предположить, что именно легло в основание его духовной жизни и его мировоззрения. Также посмотрим, кого Сумиран считает своими учителями. Известно, что духовный учитель сильнейшим образом влияет на ученика, и, познакомившись с учителем, многое можно сказать и о его ученике. Далее мы посмотрим, какую литературу Сумиран советует читать своим последователям. Напоследок попытаемся определиться, в рамках какой религиозной системы мировоззрение Сумирана будет «своим». Также попытаемся ответить на вопрос: можно ли Сумирана считать христианином, буддистом или индуистом? Ведь если нет, то тогда он является человеком вне традиции, и его претензии на духовное водительство другими несостоятельно. В индуизме и буддизме придают большое значение принадлежности к традиции, как, впрочем, и в Православии. Начнём же с изложения биографии нашего героя и знакомства с его мировоззрением, а в конце перейдём к критическому анализу его учения.