Питанов В.Ю.-ТЕОСОФИЯ: -ФАКТЫ ПРОТИВ МИФОВ-Содержание-Введение-1. Краткое знакомство с теософией-2. Что такое теософия?-3.

6. Теософское учение о Пресвятой Троице

Обычно очень многие «мыслители», создающие собственные «религии» или пытающиеся толковать православные догматы вне Священного Предания Православной Церкви, не понимают православное учение о Пресвятой Троице. Прежде чем мы перейдем к рассмотрению теософского учения о Троице, а лучше сказать, фантазий теософов о Пресвятой Троице, скажем несколько слов о православной триадологии.

Что мы знаем о Пресвятой Троице? Немного. Бог Один и Един, но троичен в Лицах. В Боге одна сущность, но Три Лица (Ипостаси). Сущность Божия непознаваема; определить Кто есть Бог и как Он есть, не может никто. Лица Пресвятой Троицы отличаются ипостасными свойствами: Отец нерожден, Сын предвечно рождается, Дух Святой исходит от Отца. Понять жизнь Пресвятой Троицы невозможно. Троица – это не три отдельных Бога и не один Бог, проявляющий Себя в разных Лицах на разных этапах творения. Это именно Один Единый Бог в Трех Лицах. Теперь рассмотрим теософское понимание христианского учения о Пресвятой Троице: «Эта троица, превращающаяся в Единство, – доктрина такая же древняя, как мир мысли – была заимствована некоторыми ранними христианами, которые слышали о ней в Александрийских школах и превратили ее в Отца или зарождающего духа, Сына или материю – человека, и в Святого Духа, нематериальную сущность или вершину равностороннего треугольника – идея, находимая и по сей день в пирамидах Египта»73. Некое «Единство» (теософское первоначало, дух) погружается в материю, облекается плотью. Получив духовный опыт постижения материи, пройдя эволюционный цикл сквозь нее, опять становится духом. Никакого отношения к христианскому учению о Пресвятой Троице эта трактовка не имеет. Обвинять христиан в заимствовании здесь бесполезно, потому что такого учения о Троице в Церкви никогда не было.

Теософия не имеет единого учения о Троице. Это типичный пример, когда люди, отвергая истину, начинают фантазировать и сочинять. Познакомимся же с некоторыми другими фантазиями теософов о Пресвятой Троице: «В Христианской доктрине Св. Троицы мы находим полное согласие с остальными вероучениями относительно роли трех Божественных Лиц; слово Лицо или Лик происходит от слова Личина, то, что прикрывает, маска Единого Существования, Его Самораскрытие в трех формах. Отец — Начало и Конец всему; Сын — двойствен по Своей природе и есть Слово или Мудрость; Святой Дух — Творческий Разум, который носился над хаосом первозданной материи, организуя ее в материалы, пригодные для построения видимых форм»74. Здесь теософы повторяют ересь модализма, которая возникла в середине III века от Рождества Христова. Суть этой ереси в следующем: Бог есть безусловное единство, нераздельная и сама в себе замкнутая Монада. От вечности она находилась в состоянии бездействия, или молчания, но потом Божество открылось, произнесло Свое Слово (Логос) и начало действовать. Эта ересь была осуждена на Александрийском Соборе в 261 году75. О понятии «лицо» (греч. prosopon, лат. persona) В.Н. Лосский писал: «Что касается термина «persona» (греч. prosopon), … то он вызывал горячие протесты со стороны восточных отцов. Действительно, это слово, отнюдь не имея современного значения «личности» (например, человеческая личность), обозначало скорее внешний вид индивида, обличие, наружность, маску («личину»), или роль актера. Святой Василий Великий усматривал в применении этого термина к учению о Святой Троице… тенденцию, которая уже однажды выразилась в савеллианстве, делая из Отца, Сына и Духа Святого три модальности единой субстанции. … В конце концов все недоразумения были устранены: … термин «лицо» или prosopon был принят и должным образом истолкован на Востоке»76. Термин «лицо» понимается православными богословами в смысле, синонимичном смыслу терминов «ипостась», «личность».

Теософы предлагают также следующий подход к пониманию учения о Пресвятой Троице: «…В Индии философы говорят о проявленном Брахмане как о Сат-Чит-Ананда, что означает Бытие, Разум и Блаженство. В популярном изложении Проявленный Бог есть Троица: Шива — Начало и Конец; Вишну — Хранитель; Брама — Создатель вселенной…»77. Что такое Сат-Чит-Ананда78? Это атрибут Единого безличностного Божества (Брахмана), его свойство. В философии веданты: «сат» – сущее, «чит» – сознание, «ананда» – блаженство. Сущее божество через познание самого себя достигает вершины реализации ананды. Сат-Чит-Ананда к христианской Троице никакого отношения не имеет. Что же касается Брахмы, Вишну, Шивы – это три отдельных, независимых друг от друга «божества», в то время как Троица это один Бог.

«…Троица появляется снова как три идеи, которые составляют для северных Буддистов их прибежище, это — Будда, Дхарма (Доктрина) и Сангха (Знание)… »79. Троица – не три идеи, а три единосущностные Личности: Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой. Искать учение о Пресвятой Троице в буддизме неразумно, буддизм отвергает существование Личного Бога. Как видим из всего вышеизложенного, теософы, судя по всему, просто не понимают, что такое Пресвятая Троица, занимаясь фантазированием на эту тему и возрождением старых ересей.

Почему догмат о Пресвятой Троице так важен для христианства? И почему его в течение всей истории Церкви еретики и сектанты упорно пытались исказить или вообще уничтожить? Иисус Христос является истинным Богом и истинным Человеком. Во Христе две природы: Божественная и человеческая, но одна Личность (Ипостась); Он – Богочеловек. Христос спас нас от греха и от смерти. Грехопадение прародителей исказило природу человека, который утратил внутреннее единство с Богом, был разобщен с Ним. Ветхозаветные пророки и праведники общались с Богом, но Он был как бы снаружи, изнутри себя пророки не могли принять Его в себя: «Ветхий Завет не знал внутреннего благодатного освящения»80. Лишь через Воплощение Бога–Слова благодать сообщается человеческой природе «непреложно, делается неотъемлемой и постоянно пребывает у людей»81. К ветхозаветному человеку не могли бы быть обращены слова апостола Павла: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1Кор.3:16). О новозаветном человеке можно сказать: «тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа …» (1Кор.6:19). Иисус Христос по Своей Божественной природе вечен и совершенен. В Себе Он соединил человеческую природу с Божественной, тем самым приобщив человека к бессмертию; искупил его, исцелив человеческое естество от греха и смерти. Но мог бы Он это сделать, если бы не был Богом, Сыном Божиим? Если Христос – не Бог, то Он, в лучшем случае, пророк. Тогда Христос не мог победить смерть, так как победить смерть может только Тот, Кто Сам обладает бессмертием, Тот, Кто Сам есть Жизнь в Себе. Если Бог не троичен в Лицах, если Христос – не воплотившийся Бог-Слово, то Он не мог бы приобщить человека к Божеству, ибо Сам не обладал бы Божественной природой, но тогда нет спасения, и смерть так же властвует над человечеством, как и до прихода Иисуса Христа. Таким образом, без принятия догмата о Пресвятой Троице нет веры в спасение. Что сложнее всего понять теософам и всем проповедникам пантеизма, в христианском учении о Боге и человеке? Дело в том, что теософы, как и все оккультисты, отрицают существование первородного греха. Если для христианина спасение есть исцеление человеческой природы от греха и смерти в Иисусе Христе, то для теософов спасение – в осознании своей изначальной «божественности». Для теософа вся проблема в человеческом невежестве. Потому и спасение они видят в «эзотерических знаниях». Задача теософа – постичь свою «божественность», которая в принципе существовала всегда и ничем не нарушалась, задача христианина – усвоить плоды Искупления, совершенного Господом Иисусом Христом. Христианство проповедует Единственного Богочеловека – Иисуса Христа, человек же становится богом по благодати Божией, теософы же проповедуют человекобожие, человек является богом по своей природе и лишь должен это осознать: «Доктрина учит, что для того, чтобы стать божественным, вполне сознательным Богом – да! Даже высочайшие – Духовные, Первозданные Разумы должны были пройти через человеческую ступень»82. Согласно христианской вере, природа Бога и природа человека различны, теософия же учит, что они тождественны. Все это необходимо иметь в виду, вступая в диалог как с теософами, так и с представителями других оккультных учений. 7. Вера теософов