Питанов В.Ю.-ТЕОСОФИЯ: -ФАКТЫ ПРОТИВ МИФОВ-Содержание-Введение-1. Краткое знакомство с теософией-2. Что такое теософия?-3.

Основательница теософии, Елена Петровна Блаватская (1831-1891), происходила из дворянской семьи, имеющей немецкие корни. Мать, Елена Андреевна Фадеева, была писательницей, отец – офицер, командир батареи конной артиллерии. В семнадцать лет Елена Петровна выходит замуж за пожилого генерала Николая Блаватского, но через три месяца после свадьбы супруги расстаются. Е.П. Блаватская никогда не была официально разведена, долгие годы она выдавала себя за вдову, хотя ее муж пережил ее. Всю свою жизнь она путешествовала как по Востоку, так и по Западу, фактически нигде не задерживаясь.

Теософское общество Е.П. Блаватская основала в 1875 году в Нью-Йорке. Фундаментом теософского учения является ее работа «Тайная Доктрина», в которой изложены основы «истинной» космогонии, сотворения мира (космогенезис), краткая история человечества (антропогенезис) и краткая история религий.

Целями теософского общества, по заявлениям основательницы, являются: 1) братство человечества без различия рас, цвета кожи, религии или социального положения; 2) изучение древних мировых религий для сравнения и формулирования универсальной этики; 3) изучение и развитие скрытых божественных (сверхъестественных) сил в человеке.

В данный момент теософское общество имеет представительства в десятках стран мира. Штаб-квартира находится в Адьяре, Индия.

Учение теософии базируется на трех «фундаментальных истинах», так сказать «догматах», теософии: 1) вездесущий, вечный, беспредельный и непреложный Принцип есть источник и первопричина мироздания; о Принципе ничего не известно, кроме того, что он есть и является первопричиной всего мироздания; 2) вселенная вечна и циклична в своем развитии; 3) всемирная душа тождественна индивидуальной душе каждого человека, также она называется «седьмым принципом», считается, что это «высшее я» человека.

Первая «истина» учит, что человек постигает Абсолют через его проявления, которые безличностны по своей природе и выражаются в законах, управляющих жизнью вселенной. Вторая гласит, что душа эволюционирует в своем развитии от менее совершенных форм жизни к более совершенным, что этот процесс протекает в соответствии с определенными циклами. Вселенная циклично развивается в вечности. Нет момента начала и нет точки конца в этих космических циклах. Третья «истина» провозглашает «божественность» человека, тождественность его души всемирной превысшей душе (эта доктрина аналогична учению адвайта-веданты). Из этого следует идея обожествления человека. Человек по природе есть Бог, сущность Бога и человека идентичны.

Космос, по учению теософии, является самодостаточным. Проявленная (физическая) вселенная представляет собой самый низкий уровень бытия, над которым есть высшие, состоящие из более тонких, по сравнению с физическим миром, слои материи. Эволюция космоса есть результат действия трех творческих волн логоса. Логос – это первое слово, раздающееся в безмолвии. Это первый звук, посредством которого «зачинается» вселенная. Это вибрация «божественной энергии». Он означает также божественную мысль, которая дает начало дальнейшему процессу созидания вселенной.

В творении принимает участие не только логос, но и другие «великие существа» – дхиан-коганы, или ангелы, – те, кто завершил свою человеческую эволюцию в прошлой манвантаре (прошлом цикле расширения и сжатия вселенной) на той или иной планете. Также в теософском учении они называются планетарными духами, созидателями миров. Всей иерархией сознательных сущностей руководит Логос. Он обладает сознанием и является индивидуальностью. В этой иерархии каждое существо имеет свою определенную задачу в строительстве и управлении космосом на протяжении его существования. Логос создает внутри себя проект всей системы этой вселенной, все «прообразы» сил и форм и определяет, как и через какие стадии каждый из них должен осуществляться в эволюционной схеме его системы. Таким образом, до возникновения Вселенной вся ее структура заключается во «вселенском разуме логоса», существует в нем как идея – все, что в ходе последующего процесса строительства воплощается в жизнь. Логос является «творцом» вселенной как «архитектор», создавший ее план, который воплотили в реальность дхиан-коганы (ангелы). Первичным материалом, или «сырьем» для космической материи, является некая «пракосмическая субстанция» – непроявленная девственная материя. Эта «растворенная» материя является невообразимо тонкой субстанцией. Из нее создаются все виды космической материи – от тончайшего до самого грубого. Теософия различает семь состояний космической материи – семь степеней ее тонкости. Из них только седьмое – самое низшее, самое грубое состояние, видимо физическим глазом: это материя нашего физического мира. Шесть высших состояний невидимы и нашим физическим чувствам недоступны. Каждое из семи состояний космической материи образует свою особую космическую сферу, свой особый план, или мир. Устройство человека по принципу подобия отражает устройство мира. Теософия различает в человеке семь принципов (семь видов тонких тел). Приведем описание человеческого устройства в соответствии с тем «откровением», которое было дано   Е.П. Блаватской «махатмами».