Сергей Путилов-КРЕСТ В МИРЕ ПОЛУМЕСЯЦА-(Фрагменты книги)-Москва, Издательство «Благо», 2006-От автора-Узнав,

Когда Иисус произнес: «Жажду». Один из воинов побежал, взял губку, намочил ее уксусом, надел на трость и поднес к иссохшим губам Спасителя. Вкусив уксуса, Спаситель сказал: «Совершилось», то есть совершилось обетование Божие, совершилось спасение человеческого рода от власти греха. После этого Он громким голосом произнес: «Отче! В руки Твои предаю дух Мой». И преклонив, главу, предал дух, то есть умер.

Так исполнилось древнее пророчество «ат-Таурат» (Ветхий Завет, Библия): «Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем и мы ни во что не ставили Его. Но он взял на себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали. Как овцы, совратились каждый на свою дорогу; и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца. Веден Он был на заклание, и как агнец пред стригущими его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. От уз и суда Он был взят, но род Его кто изъяснит? Ибо Он отторгнут от земли живых; но за преступления народа Моего претерпел казнь. Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его. Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня будет исполняться рукою Его» (Ис.53, 3-11). Безмерна любовь Божия к нам, воссиявшая с Креста Его Сына - Иисуса!

Как повествует Евангелие (Инджиль) в тот же вечер, вскоре после всего совершившегося, тело Спасителя было снято с креста, Его помазали благовониями, обвили чистой плащаницей и положено в новом гробе, в саду близ Голгофы. Гробом этим была пещера, которую богатый человек Иосиф Аримафейский высек в скале для своего погребения. Так исполнилось ветхозаветное пророчество: «Он отторгнут от земли живых; но за преступления народа Моего претерпел казнь. Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого» (Ис.53,9). Потом привалили огромный камень к двери гроба и удалились.

По прошествии субботы, на третий день после распятия ранним утром последователи Иисуса в их числе Мария Магдалина, Саломия и другие пришли к гробу Спасителя. Подойдя к нему, они с удивлением обнаружили, что громадный камень, которым был завален вход в пещеру – отвален. В наше время, Голгофа и Гроб Господень находящиеся недалеко друг от друга расположены на территории храма Воскресения в Иерусалиме. Войдя внутрь него и спустившись по ступеням, оказываешься в темном, суровом зале круглой формы – ротонде. В центре стоит небольшая купольная часовня из розового мрамора, поставленная над пещерой Гроба Господня. Греки называют ее Кувуклия, то есть «ложе». Часовня имеет два предела: предел ангела, где здесь его сидящего на гробовом камне увидела Мария Магдалина. Тела Христова в гробе не оказалось – Сын Божий воскрес! «И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег» (Мф. 28, 2-6). Ангел сказал изумленным женщинам: «что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он Воскрес»

Оформленный в виде куба пьедестал с частью священного камня, отваленного в ту ночь Ангелом, находится посреди часовни и служит святым престолом при совершении архиерейской православной литургии. Слева и справа в стенах часовни Ангела зияют черные овальные отверстия – «трубы» для передачи наружу святого огня сходящего сюда в Великую Субботу. Вторая половина Кувуклии, это собственно гробница, куда ведет низкий проход - идя по нему, невольно склоняешься в низком поклоне. В освещенной только лампадами Гробнице темно и тесно, так что строгий монах-грек запускает внутрь паломников строго по двое-трое, чтобы не возникло давки. Здесь-то и находится главная святыня христиан всего мира, вделанное в стену мраморное надгробие - Гроб Господень, освобождение которого от мусульман стало главной причиной крестовых походов. Он представляет собой каменное ложе, покрытое мраморной плитой размером 207 на 193 сантиметров. Это саркофаг, который помещен над святыней во избежание ее полного исчезновения. Последний человек, который видел в 1810 году при ремонте Кувуклии подлинное непокрытое ложе Спасителя, Максим Симеос, свидетельствовал, что оно было сильно повреждено неразумной ревностью бесчисленных «боголюбцев», норовивших отломить, откусить, любой ценой унести с собой кусочек реликвии. Так что сейчас мы видим только современную плиту над ложем Иисуса. Но и она вся «изъедена» и выщерблена верующими.

Русский паломник игумен Даниил, посетивший святую землю в ХII веке, в своем «Хождении» приводит подробные сведения о храме, находившемся к тому времени во владении крестоносцев. В 1099-ом году в Палестине было образовано Иерусалимское королевство, которое возглавил предводитель первого крестового похода Балдуин I. Вот что писал игумен Даниил о пещере гроба Господня, которая находилась в храме Воскресения Христова: «Гроб Господень высечен в каменной стене, наподобие небольшой пещерки, с малыми дверцами, как можно человеку влезть на коленях, склонясь. Пещера квадратная, четыре локтя в длину и четыре в ширину. И как влезешь малыми дверцами в эту малую пещеру, то на правой стороне будет небольшая лавка, высеченная из того же пещерского камня. И на той лавке лежало тело Иисуса Христа. Ныне эта лавка святая покрыта мраморными плитами. В стороне проделаны три круглых оконца, и в эти оконцы виден святой камень, и тут поклоняются все христиане».

Обретение Креста Господня Из галереи, идущей вдоль стены храма, справа от лестницы ведущей на Голгофу, спустившись вниз на 30 ступеней попадаем в греческую церковь св.Елены. В правом углу этой церкви имеется лестница, которая приводит в пещеру Обретения Креста. Мраморная плита в ней обозначает место, где, по преданию, нашли крест, на котором был распят Христос. История обретения Креста Господня примечательна. После предсказанной Иисусом гибели Иерусалима (в наказание иудеям за отвержение Сына Божия) город пребывал в запустении до тех пор, пока в годы царствования императора Константина (306-337 гг.) христианство не стало официальной религией Римской империи. С паломничеством в Иерусалим матери Константина, Елены - пламенной христианки, возведенной позднее в ранг святых, - в городе начинают воздвигаться многочисленные храмы и святыни, производятся археологически раскопки. Когда смотришь снизу вверх со дна вырубленной в известняке цистерны, куда вместе с прочим мусором после Распятия Господа был свален Его крест, понимаешь, сколь непростым делом был в годы св.Елены поиск святынь. В самом деле, ведь к моменту раскопок на Голгофе (территория нынешнего храма Воскресения), прошло уже три сотни лет! К тому времени большинство предметов, связанных с Христом были погребены и покоились под толстым слоем земли. Прежде всего, был откопан холм Голгофа, затем пещера Святого Гроба Господня. Невдалеке от них были обретены три креста - честной Крест Спасителя, а также кресты распятых с Ним разбойников. Христов крест определили, приложив к нему мертвого человека, и тот сразу ожил. Часть обретенного Креста была оставлена в Святом Городе, а остальное животворящее древо было отправлено императору Константину Великому. На месте обретения святынь были быстро возведены три величественных, ни с чем несравнимых по красоте храма. Главным сооружением являлся построенный на месте Святого Гроба Господня храм Воскресения. Особой красотой отличалась находившаяся внутри храма Кувуклия («Усыпальница») из белого мрамора, украшенная двенадцатью колоннами с серебряной капителью. К сожалению, ничего из этого не сохранилось до наших дней – слишком часто за минувшие века главный храм христиан становился ареной военных действий, разрушаясь порой до самого основания. Тем не менее, благодаря тому, что в древности географические карты рисовались не как сейчас – понятные только посвященным символы и цифры, а – с домами, крепостными башнями, дворцами, мы можем составить определенное представление о той далекой эпохе. Мозаика времен императора Юстиниана (VI в.), найденная при раскопках византийской церкви в городе Медва в Иордании, донесла до нас облик византийского Иерусалима. Можно видеть, что за северными воротами находилась полукруглая площадь с колонной в центре (отсюда произошло нынешнее арабское название ворот: Баб аль-Амуд - Ворота колонны). Отходившие от нее две прямые улицы с крытыми колоннадами по сторонам вели к южной части города. На одну из этих улиц выходили фасады двух главных храмов Иерусалима: Церкви Гроба Господня и огромной церкви св. Марии, построенной великим православным императором Юстинианом. Кроме того, на карте обозначены и другие храмы и монастыри, дворец патриарха, форум, башни и ворота. Храмовая площадь, где сейчас высится золотой купол мечети Омара, изображена пока еще только в виде пустыря с небольшой церковкой правом нижнем углу.