Схимонах Паисий-ВОЗВРАЩЕНИЕ К БОГУ -ОТ ЗЕМЛИ НА НЕБО-© Издательство имени святителя Игнатия Ставропольского.

В древности, когда было больше старцев, и младшие духовно преуспевали. В наше же время, когда мы более старики, нежели старцы, что делать молодым?

Наши древние отцы имели подвижнический дух. Они много постились и предпочитали варево, поэтому имели и святость, и телесное здоровье. В наше же время, когда мы избегаем аскезы и варева, мы сами стали вареными. И курица, если бы не копалась в земле и если бы сбросила свой жир, летала бы, и не поймал бы ее ястреб.

Носящий тяжелую суму ждет не дождется, чтобы избавиться от нее. Какую же тяжесть постоянно таскает тот, кто полнеет от обжорства и вредит своему здоровью? Аскет смотрит на свое костлявое тело, как на друга души, который помогает ему освящать душу. Между тем, обжора делает тело свое врагом души, который воюет против нее. И тогда лукавый ищет удобного случая, что бы бомбардировать человека постыдными помыслами. Сладок хлеб после поста. Сладок и сон после бдения. И после утомления на жестком камне отдохнуть можно лучше, чем в кресле.

Насколько избегает кто-либо человеческого утешения, настолько приближается к нему Божественное.

Если бы люди жили просто, по-евангельски, вблизи Христа, то они бы духовно услаждались Христом и их не душило бы мирское беспокойство. Вместо этого они травят себя лекарствами и опускаются до животного состояния.

Поскольку человеческие удобства перешли все границы, то стали трудностями. Умножились механизмы, умножились и проблемы; сделали из человека машину, и теперь машины и механизмы командуют самим человеком, и человеческие сердца поэтому стали железными.

Мировая эволюция вместе с греховной свободой принесла духовное рабство. Духовное подчинение воле Божией является духовной свободой и душевным преуспеянием, которым надежно руководит Сам Бог.

Духовный отец несет ответственность за своего послушника соразмерно его послушанию. Новоначальный подобен пустой кассете магнитофона: ответственность взыщется со старца. Послушание послушника не заключается только во внешней покорности, но и в том, чтобы и взгляды свои он подчинял духу своего старца. Кто утверждает свою волю, тот отвергает волю Божию и препятствует Божественной благодати. Смиренный человек, поскольку не имеет своей воли и эгоизма, принимает Божественное просвещение. Поскольку он смиренно принимает и советы людей, то он становится любомудрым. Чтобы подчиняться кому-либо, нужно или благоговеть пред ним, или бояться его. Подчинение от благоговения является духовным, от страха же - военной дисциплиной. Если не исправится каждый из нас, чтобы преумножать добро, как по-хорошему может победить добро? Не мучайте эгоистично самих себя свыше ваших сил, не создавайте беспокойства. Христос - это любящий Отец, а не тиран. Христос радуется нашему усердному подвигу. Если мы не можем подвизаться много или даже совсем чуть-чуть, то, по крайней мере, мы должны это признать и смиренно искать милости Божией. Если бы нам не полезно было это признание, то и его бы не требовал от нас Христос. Чтобы услышать Божественную весть Слова Божия, чтобы измениться, нужно и самому настроить свой приемник на ту же частоту, на которой передает Христос через Свое Святое Евангелие, и с благоговением исполнять его Божественные заповеди. Одно дело - благоговение и другое дело - обряд, православное восточное благоговение отличается от западного европейского обряда. Благоговение имеет Божественную благодать, обряд же - человеческий рассудок. В наше время мысленной путаницы мы оставили святоотеческие книги и взяли журналы, которые вносят еще большую путаницу. Большинство из нас оставили Святое Евангелие и бросились править кормилом: опытные и неопытные - поэтому и бедствует в морских штормах святое судно - наша Церковь. Хорошо читать духовные книги, но лучше осуществлять написанное в них, жить духовно. Настоящий человек не тот, кто ведет правильные беседы, но тот, кто живет правильно, по-евангельски.