Kniga Nr1405

На Востоке, особенно в первые века, подход был иной. Святоотеческое восточное толкование исходило из следующих слов искусителя: "Но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги... "(Быт.3:5). Вовсе не внешний акт повиновения и не обещание бессмертия, а самое существо дела: "будете как боги, знающие добро и зло". Бессмертие было изначальным; "обещание" не было, потому что само творение было бессмертием, и именно так, как люди не знали еще добра и зла, они не знали и смерти; они пребывали во древе жизни. Бог предупредил людей даже не прикасаться к "древу познания добра и зла", потому что соприкосновение с ним "открывало глаза", как верно в данном случае выразился Сатана, открывало глаза на зло, которое в познании, в опытном переживании мгновенно нарушало сущность древа жизни в людях и они мгновенно оказывались "отсеченными от жизни", то есть именно умирали. Жизнь вне Рая, в отлучении от Древа Жизни уже не была жизнью вечной, даже если бы тянулась годы и годы и даже века: "дурная бесконечность" не есть вечность.

"Будьте как боги", - точно соприкосновение со злом и было "признаком божественности". Но это была уже дьявольская ложь, на которой построено и его собственное, дьявольское самообожествление: эгоистическая гордыня самолюбования в пустоте, словно древесная стружка, свернувшаяся вокруг себя самой - с пустотой внутри. Дьявольский паразитизм на Божественном Творении.

Что же произошло? Что поколебало самые основания жизни?

А произошло вот что: "И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно..." (Быт.3:6). Вот что произошло: "вожделение", то есть эгоистическое, обособленно-личное желание утолить свою неожиданно явившуюся страсть любви к себе и к своему наслаждению, "потому что дает знание". Проснулся интерес. У нас в Америке часто говорят, считая это вполне естественным: "Это конфликт интересов". Да, человечество стало жить в "конфликте интересов" и в борьбе за интерес, в борьбе за существование. И если попытаться перестроится, так чтобы уничтожить всякий интерес, то мы видим, что из такой перестройки получается сущий ад. Потому что без интереса никто ничего не может и не хочет делать, и "построение рая на земле" поэтому превращается в общественное самоубийство. Вот что получилось в результате грехопадения. "И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что они наги" (Быт.3:7). Открылась нагота, как в детской сказке: "король голый". "И сказал Господь Бог (Яхве-Элохим - Сущий-Божества): вот, Адам стал как один из Нас..." (Быт.3:22).

Как понять это "один из нас"?

"Мы" - Божественная Троица. "Один из..." - полная этому противоположность. Нельзя быть в "троическом единстве священнотайне" и в то же самое время быть "одним из...". Нельзя разделить Святую Троицу, Яхве-Элохим, Божественную Любовь. Можно попытаться! Но как? А вот именно так, как посоветовал Сатана и как сделал Адам: "зная добро и зло". И мгновенно бывший образом Святой Троицы, живущий Древом Жизни превращается в "особь", "одного из"... "Из" кого? Да из всех других людей. Райское человечество, Церковь сотворенная "прежде сложения мира", Невеста Агнца - разбивается вдребезги на множество частиц. И уже больше не может оставаться в Раю: как бы - такой осколок - "не простер руки своей, и не взял также от дерева жизни [...] и не стал жить вечно" (Быт.3:22).

Осколки

Если Адам - "осколок", то что же мы, все остальные? "Осколки"! Все люди, когда-либо жившие на земле, находящиеся на ней теперь и будущие, - "Адамовы осколки". Есть в Предании изображающий грехопадение образ, приписываемый свт. Василию Великому. Специалисты утверждают, что в дошедших до нас сочинениях свт. Василия такого текста нет; однако другой его подлинный текст, выражающий такую же мысль, косвенно указывает на возможное первоавторство. Образ следующий: "Представьте себе драгоценный сосуд, падающий и разлетающийся на мелкие куски. Осколки падают одни ближе, другие дальше и, соответственно, быстрее и дольше, в зависимости от расстояния. Сосуд - Адам". Адам, как мы уже знаем, "земнородный", от слова адама - "земля", - именование как первого человека, так и всей совокупности человечества - все-Адам (с приставкой "кол" древних еврейских толкований). Апостол Павел применил это имя ко Христу - "Новый Адам". Митрополит Антоний (Храповицкий) пишет в своем сочинении "Нравственная идея догмата Церкви", ссылаясь на ап. Павла, свт. Григория Богослова и Исаака Сирина: "В Св. Писании и Предании новым Адамом или новым человеком называется и Сам Христос и Церковь, возглавляемая Христом". Трудно себе представить, чтобы ап. Павел, хорошо знавший св. Писание и св. Предание древних евреев, употребил эту аналогию без мысли об Адаме как о "Bсe-Человеке", поскольку именно в том ее суть. Таким образом, предание о все-человечности Адама, то есть о том, что во Адаме было сотворено все человечество, следует полагать восходящим к ап. Павлу и от него дошедшим к свт. Василию. Апостол Павел пишет в послании к Ефесянам: "Благословен Бог и Отец Господа Нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви" (Еф.1:3-4). Бельгийское издание Нового Завета на русском языке 1985 г. снабжает приведенный отрывок подзаголовком "Происхождение Церкви". Подлинные слова свт. Василия Великого, как их в русском переводе цитирует митрополит Антоний: "Общежительники, то есть монахи, изглаждают в себе грех праотца Адама, возобновляют первобытную доброту, потому что у людей не было бы ни разделения, ни раздоров, ни войны, если бы грех не рассек естества... Они - монахи - соревнуют жизни ангелов, подобно им во всей строгости соблюдая общность ...потому что расторгнутое и на тысячи частей рассеченное естество человеческое, по мере сил своих, они снова приводят в единение с самим собой и со Спасителем и, истребив лукавое рассечение, восстанавливают первобытное единство, подобно тому как наилучший врач целительными средствами вновь связывает тело, расторгнутое на многие части". Комментарий митрополита Антония: "Св. Василий Великий говорит о том, во-первых, что человеческое естество было единым до падения, во-вторых, что падением или грехом оно было рассечено; в-третьих, что ангелы, не впадшие в грех самолюбия и непослушания, сохранили это единство естества своего неповрежденным; в-четвертых, что Спаситель пришел восстановить это единство в падшем человеческом роде..." [14]. Православный богослов и крупный ученый новомученник о. Павел Флоренский в известном труде "Столп и утверждение истины" исследует вопрос творения всего человечества в Раю и всеобщего грехопадения во Адаме. Из этого исследования явствует, что все человечество было сотворено в Раю как Первозданная Церковь. Предание о таком творении Церкви восходит к I в. по Р.X., упоминается в "Пастыре" Ерма. Его цитирует видный канонист проф. Сергей Троицкий в своей "Христианской философии брака": "Ерм и Климент Римский учат, что Церковь существовала даже раньше создания человека и что не Христос является образом Адама, а Адам образом Христа и Ева образом Церкви. "Церковь, - пишет св. Климент, - создана прежде солнца и луны. Церковь живая есть тело Христово...". Точно так же и Ерм утверждает, что Церковь Божия сотворена прежде всего, а мир сотворен для нее: "Бог сотворил из не-сущего все сущее, ради Святой Церкви Своей..." Тертулиан писал в III в.: "Образ Божий, данный Адаму, есть образ Христов". Свт. Григорий Нисский в IV в., обращаясь к преданию, говорит о творении всего человечества в Раю, а его последователь св. Максим Исповедник в VII в. этот взгляд развивает. К этому времени на православном Востоке традиция принимает устойчивые формы, особенно в литургическом богословии, через которое доходит и до нас - на литургии Иоанна Златоуста мы изо дня в день повторяем: ...Ты (Боже) от небытия в бытие нас привел еси, и отпадшия возставил еси паки, и не отступил еси вся творя, дондеже нас на Небо возвел еси и Царство Твое даровал еси будущее... То есть: когда мы - в нашем падении - разбились, как сосуд, на множество частей, стали и впрямь "осколками", тогда Ты, Боже, нас восстановил и взял на небо и даровал нам Свое будущее Царство. Это духовно-таинственное возвращение в Царство Небесное и происходит на каждой литургии и в ежедневной жизни Церкви Христовой. Судьба осколков