Иоанн Кронштадтский, св. - Моя жизнь во Христе - Часть II

Приносит ли пользу невольная, наружная молитва? Нет, она противна Богу. То же разумей и об учении. Учение невольное, буквальное, не приносит пользы. Как невольный молитвенник только слова перебирает, а силы их часто не понимает и не чувствует, и не просвещает, не согревает, не оживотворяет ими сердца своего, так и невольный ученик. Надо приучать добровольно учиться, надо учить размышлять о том, что говорят.

Каким ты именем называешься по вере? Христианином. Что оно значит? Означает то, что я член великого Тела Христова, которое именуется Церковию Христовою, что я Христов раб и послушник. К чему обязывает тебя имя христианина? К тому, чтобы я всегда имел Христа в мыслях и сердце своем, имел всегда дух Его во всем житии своем, подражая Его житию, исполняя Его святые повеления и мудрствовал горняя, идеже есть Христос, одесную Бога седя (Кол. 3, 1-2), презирая дольнее.

Что такое святость? Свобода от всякого греха и полнота всякой добродетели.

Святыня соответствует в природе свету солнечному и белизне снега, а грех - тьме, чуждой света; и грязи, и ржавчине.

Смотря на икону Божией Матери с предвечным Младенцем, подивись, как приискренне соединилось Божество с человечеством, прославь благость и всемогущество Божие и, познав свое достоинство человеческое, живи достойно высокого звания, к которому ты призван во Христе, т.е. звания чада Божия и наследника вечного блаженства.

Что такое души человеческие? Это одна и та же душа, или одно и то же дыхание Божие, которое вдохнул Бог в Адама, которое от Адама и доселе распространяется на весь род человеческий. Все люди поэтому все равно что один человек или одно великое древо человечества. Отсюда заповедь самая естественная, основанная на единстве нашей природы: возлюбиши Господа Бога твоего (первообраз твой, Отца твоего) всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею, и всею крепостию твоею, и ближняго твоего (ибо кто ближе ко мне подобного мне, единокровного мне человека), яко сам себе (см. Мк. 12, 30-31; Мф. 22, 37-39; Лк. 10, 27). Естественная необходимость исполнять эти две заповеди.

В истине Евангелия и церковных чтений не должно сомневаться. Все, что в Евангелии и в Церкви, есть дыхание Духа истины, сребро разжжено, искушено земли, очищено седмерицею (Пс. 11, 7), живот, мир и сладость духовная. Горе сомневающемуся: дух лжи омрачит, стеснит и повергнет его в уныние и скорбь. Опыт.

Господу, как чадолюбивейшему Отцу, приятно, когда мы искренно молимся о людях - Его детях, и как родители, по просьбе добрых и благонравных детей своих, милуют недобрых, капризных и злонравных, так Отец небесный, по молитве сущих Своих (2 Тим. 2, 19) или по молитве иереев Своих, облеченных благодатию, за народ, милует и недостойных, как помиловал и миловал непокорный и ропотливый еврейский народ в пустыне за молитвы Моисея. Но какая это была пламенная молитва! Я много раз изменялся чудным, великим изменением, на удивление самому себе, а часто и другим. Слава силе Твоей, Господи! Слава благости Твоей, Господи! Слава щедротам Твоим, Господи, яже являеши на мне грешном! Наша жизнь есть любовь, - да, любовь. А где любовь, там и Бог, а где Бог, там все добро. Ищите прежде царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам (Мф. 6, 33). Итак, с радостию всех питай и услаждай, с радостию всем угождай и надейся во всем на Отца Небесного, Отца щедрот и Бога всякого утешения. Приноси в жертву любви к ближнему то, что дорого тебе. Приноси своего Исаака, свое сердце многострастное, в жертву Богу, закалай его своим произволением, распинай плоть со страстьми и похотьми. Все получил от Бога, будь готов и отдать все Богу, чтобы, быв верен в малом Господу своему, ты был поставлен потом над многим. О мале Ми был еси верен, над многими тя поставлю (Мф. 25, 23). Считай за мечту все страсти, как и дознал это тысячекратно. Аминь. О как мудр должен быть христианин в жизни! Он должен подобиться многоочитому Херувиму - быть весь оком, весь умом и размышлением непрестанным, кроме случаев, в которых требуется неразмышляющая вера. Христианин! Помни и носи всегда в мыслях и в сердце великие слова молитвы Господней: Отче наш, Иже еси на небесех (Помни: кто наш Отец? Бог - Отец наш, Любовь наша; кто мы? Мы - дети Его, а между собою братья; в какой любви между собою должны жить дети такого Отца? Аще чада Авраамля бысте были, дела Авраамля бысте творили (Ин. 8, 39); какие же дела должны делать мы)? Да святится имя Твое, да приидет царствие Твое, да будет воля Твоя. Хлеб наш насущный даждь нам днесь (хлеб наш - общее все - а не свой; самолюбие должно быть изгнано из сердец чад Божиих: мы - одно), и остави нам долги наша (хочешь и любишь, чтобы Бог прощал тебе грехи, за обычное считай прощать грехи и людям, согрешающим против тебя, зная, что любовь долготерпит и милосердствует). Не введи нас во искушение (и сам не вдавайся во искушения; не даждь во смятение ноги твоея, ниже воздремлет храняй тя. Господь покров твоей на руку десную твою (Пс. 120, 3, 5). Но избави нас от лукаваго (сам не предавайся ему волею, и Господь не выдаст тебя ему). Яко Твое есть царство (признавай единого Царя Бога и Ему единому работай) и сила (на Его всемогущую силу уповай) и слава (о Его славе ревнуй всеми силами и во всю жизнь) во веки (Он вечный Царь, а царство сатаны скоро прейдет, как хищническое, ложное). Аминь. Истинно все это. Помни больше всего эту молитву и чаще ее прочитывай в уме да размышляй об ней, что значит в ней каждое слово, выражение и прошение. Братия и сестры! Вы родились снова (после рождения от родителей) водою и Духом, вы стали тогда чадами Божиими, - скажите, достойно ли такого высокого звания вы живете? Так ли вы живете, как должно жить чадам Божиим? Видно ли из ваших поступков, что ваше житие на небесех есть (Флп. 3, 20)Любы мира сего вражда на Бога есть. Яко все, яже в мире, похоть плотская, похоть очес и гордость житейская (см. 1 Ин. 2, 15-16; Иак. 4, 4). Мир этот распял и доныне распинает Сына Божия. Братия и сестры! Смотрите за собою, живете ли по Евангелию? Не противно ли ему? Читайте чаще первые главы Евангелия от Матфея.